Виды мотоэкипировки
Как говорят в мотосреде, все байкеры делятся на тех кто падал, и тех кто ещё не падал. Так что сегодня поговорим об экипировке. Какие бывают её виды, чем отличаются и для чего годятся.
Для кого мы ищем экипировку
Очевидно, офисный работник на электроскутере и катающийся по внедорожным трамплинам умелец будут экипированы по разному. Хочу я этого или нет, но мне придётся поделить условия на несколько видов в зависимости от здравого смысла и вида приключений.
1. Городская езда.
Говоря об экипировке для города, помимо такого очевидного качества как безопасность, речь всегда идёт о внешнем виде. Не у всех есть возможность переодеться и то, как человек будет выглядеть в офисном кресле – тоже может быть важно.
Некоторые мото-куртки не сразу можно опознать как экипировку, а не элемент гражданской одежды. Такая куртка, не смотря на защитные вставки, выглядит именно как куртка, а не костюм Power Ranger’а.
Также и с джинсами. Штаны имеют вставки на коленях, но тоже не смотрятся дико. Эту пару выдают разве что накладки ткани на коленях, но не обманывайтесь – внутри это зачастую кевларовая нить. Да, не во всяком офисном кресле в таких посидишь, но защитные функции тут скрыты весьма неплохо.
2. Спорт / трек
Спортивные состязания это место, где рискуют и ставят рекорды. Каждый тип мотоцикла выставляет свои требования, но экипировка для состязаний должна обеспечивать в первую очередь защиту, а также удобство управления мотоциклом, а не удобство пешехода в этой экипировке. Именно сюда относятся монструозные пластиковые обвесы для внедорожных мотоциклистов и горбатые комбинезоны спортбайкеров.
Да, у нас половина спортбайкеров считает почему-то что город = трек. Никоим образом эту идею не поддерживаю, хотя комбез на спортбайке и правда будет смотреться гармоничней. Главное – ездить безопасно для себя и других.
Спортивные комбинезоны – кожаные. Их основная функция – выдержать скольжение по асфальту пока пилот улетает в гравийную ловушку. Обратите особое внимание на аэрогорб – он направляет потоки воздуха при спортивной посадке, актуален для высоких скоростей.
Да, кожаный комбез выглядит “круто”, но его владельца ждут незабываемые приключения, если он вспотеет в пробке, а потом оперативно попытается снять эту “кожу” потому что приспичила малая нужда. Я наблюдал такие ужимки. В пеших же прогулках вы будете скорее напоминать горбуна из Notre-Dame de Paris, поскольку ковылять вы будете сгорбившись и на полусогнутых – неудивительно, ведь он сшит чтобы сидеть в позе “креветки” а не стоять ровно.
3. Мотокросс
Ввиду наибольшей частоты падений и ударов, защита мотокросса часто громоздкая и куда более приспособлена для ударов о твёрдые и угловатые предметы на относительно небольшой скорости. Кроме того, необходимо защищаться и от грязи – для этого существуют наборы одежды (как на картинке футболка, называется джерси), или отдельные элементы.
Мотокроссовая экипировка кажется куда лучше приспособлена для города – ведь в случае ДТП это удар о машину/асфальт/бордюр. Да? Не совсем.
На картинке – типичный представитель “моточерепах”. Как думаете, если при аварии мотоциклист в этой сеточке (а элементы защиты скреплены именно сеточной) проскользит по асфальту, каковы шансы что всё это удержится на своих местах? Джерси позволит чуть увеличить время.
4. Путешествие
Экипировка для путешествия обладает совершено другими качествами, нежели спортивная и во многом превышает городскую. Если бы мы говорили о ножах, городской экип стал бы кухонным – обычный, не привлекающий внимания. Спортивный – ножом шеф-повара. Узкопрофесиональный, но и эффективный. Экипировка для путешествия – швейцарский нож. Она должна и защищать, и не слишком мешать ходьбе. Она должна защищать от холода, но и не давать перегреться в жару (обычно это отстёгивающаяся подкладка и вентиляция на молнии). Уметь защищать от дождя, но и дышать в сухую погоду (к примеру, текстиль с защитой от воды или мото-дождевик). Если вы читали мою статью про путешествие на мотоцикле, то помните, что багажный объём – ограничен. Одна куртка с 1-2-3 подстёжками разных назначений также экономит и драгоценное место в багажниках.
Конкретно Revit Sand 3 (на фото выше) позволяет вам носить её при температуре от +5 до +30 в солнце и дождь, комбинируя тёплую, ветрозащитную-влагонепроницаемую подкладки и вентиляционные отверстия.
К сожалению, экипировка, заменяющая 2-3 разных, часто и стоит как 2-3 разных. Как и в швейцарском ноже, инструменты подбираются под задачи. Отдельно хочу обратить внимание на длину куртки – это сделано специально, чтобы меньше поддувало.
Второй вариант деления – по частям тела
С предназначением разобрались, теперь разберём чуть более детально отдельные части тела, которое нам нужно и которое мы хотим защищать. Пройдём сверху до низу.
Защита головы
Интеграл – классический, закрытый шлем. Этот вид используется в городе, на треке и в путешествии. Если шлем позиционируется как туристический, может комплектоваться встроенными очками. Наиболее защищающий и универсальный вариант. Последнее время наметилась тенденция на вариацию интегралов с увеличенным обзором, но в отдельный класс их пока не выделили.
Флип-Ап – закрытый шлем с откидывающейся нижней челюстью. Некоторые считают его менее безопасным из-за этого. Именно он – на фото выше. Зато в путешествии или курильщику он может быть куда более полезен – можно пить, есть, курить не снимая шлем. Часто также называют модуляром, но я считаю это не совсем верно поскольку модуляр подразумевает любые изменяющиеся конструкции. Модуляр почти всегда экипируется дополнительными опциями (место под гарнитуру, очки). Отличается большим весом по сравнению с интегралом, часто более шумный из-за особенностей конструкции. Езда с поднятым забралом не рекомендуется и крайне небезопасна, хотя стоя в пробке можно получить гораздо большую вентиляцию, если откинуть “челюсть” вверх.
Трансформер или флип-бэк – особая мутация Флип-Апов, которая позволяет откинуть забрало полностью назад и зафиксировать там. Также часто называют модуляром. Да, у нас тут путаница. Отличаются уменьшенной подбородочной дугой и увеличенной высотой стекла. В таком положении работают как 3/4. Не самый популярный вариант исполнения.
Три четверти – он же open face, он же открытый – шлем без подбородка, опционально с большим стеклом. Имеет в целом куда более хороший обзор, однако по статистике около четверти всех возможных и случившихся травм головы приходятся на челюсть. Компромисс между удобством и безопасностью.
Каска, он же «арбузная корка». Защита только верхней части головы, часто поглощающий слой тонок или вовсе отсутствует. Прародитель шлемов, но ныне используется больше для создания образа нежели как средство защиты. Защищает от ДПС.
Кроссовый – шлем для занятия мотокроссом. Подбородочная дуга усилена и выдвинута вперед для облегчения дыхания. Для защиты лица от летящих из-под колес камней, грязи и от солнца устанавливается длинный козырек. Визор отсутствует, шлем используется только в комплекте с защитными очками. Из-за сложной формы, на высоких скоростях шлем передает бо́льшее по сравнению с интегралом аэродинамическое давление на голову мотоциклиста.
Дуал-спорт – шлем двойного назначения, козырёк часто можно демонтировать и использовать шлем со стеклом для дороги, а приехав на кроссовую трассу или бездорожье – прикрутить козырёк и снять стекло, надев кроссовые очки. Используется с туристическими эндуро (я говорил о них в статье “классы мотоциклов для путешествий“) или если до кроссовой трассы надо доехать.
Для шлемов есть масса аксессуаров. Это и подшлемники (носок на голову), и пинлоки (“двойной стеклопакет” от запотевания), и гарнитуры для связи. Про гарнитуры я непременно расскажу, но потом, на остальном задерживаться не будем.
Защита тела и рук
Защита верхней части тела также подбирается под конкретные задачи. О них я писал выше. Кроме того, этот элемент одежды может быть выполнен из кожи или текстиля. Оба материала имеют как свои достоинства, так и недостатки. Часто куртку можно пристегнуть к штанам, чтобы ветер не задувал в поясницу.
Спортивная / комбинезон. Чаще выполнена из кожи, имеет развитую систему защиты, рассчитанную на такие вещи как падение на значительной скорости. Менее предназначена для ударов, больше – для скольжения. Материал – чаще кожа. В случае с комбинезоном составляет одно целое со штанами. Сшита для удобства посадки на спортбайке, для ходьбы не предназначена, даже прямо стоять в ней будет неудобно. Может комплектоваться аэродинамическим горбом.
Городская / casual. Степень защиты в основном ниже чем у спортивной экипировки, часто продаётся со вставками начального уровня. Впрочем, их можно и заменить. В зависимости от цены и крутизны может включать различные примочки как то подкладки мембраны вентиляционные отверстия и прочее. Комплектация вставками и их количество также зависят от цены – может встречаться защита плеча, длинная или короткая защита спины, защита локтей и предплечья. Защита груди в мотокуртках – большая редкость. Городской вариант обычно короткий, по пояс. Бывают как текстильные так и кожаные.
Куртка для путешествий чаще всего текстильная, длинная, имеет ряд особенностей. Одна куртка для жары и холода (мало ли, как меняется погода, а вещей брать нужно минимум), вентиляционные отверстия, защита от дождя сама по себе или отдельным слоем, светоотражающие вставки и в городе вещь полезная, а тут – практически обязательная. Она также должна быть и длинной, чтобы поток встречного ветра не продул поясницу. Наличие пары карманов с надёжной застёжкой и доступом в перчатках, а также внутреннего кармана для телефона и документов также будет серьёзным плюсом.
Мото-черепаха. Предназначена для мото-кросса, фактически её приобретают также и те, кто считает защиту городской мото-куртки недостаточной. Одевается под куртку, а в жаркую погоду – просто поверх футболки. Лучше защита от ударов, однако в случае скольжения сетчатая ткань незамедлительно порвётся. Поэтому одним из наиболее защищённых вариантов для города считается черепаха с одетой поверх неё мотокурткой (с вынутыми вставками, конечно же). Кроме фигуры, выглядящей несколько перекачанной, ничего не выдаёт мотоциклиста в глазах окружающих. Внешний вид колеблется от лёгкой формы супергероя до экипировки игрока в регби. Вентиляция также страдает. Моточерепаха состоит из защиты спины, плечей, часто – защиты локтей и предплечья. В случае с мото-кроссом поверх неё надевается «джерси» – лёгкая вентилируемая длинная футболка, чья задача – принять на себя удар веток или первые секунды падения, грязь с внедорожной трассы и символику спонсора, защищая черепаху. Стоит обычно недорого. Само собой, джерси-штаны также существуют, функция та же.
Защита кисти
Мотоперчатки в основном делаются из кожи. Отличается толщина кожи, компоновка защитных элементов, может присутствовать перфорация или мембрана для защиты от дождя. Дождевые перчатки могут комплектоваться “дворником” для ручной очистки визора от капель. Бывают длинные и короткие, бывают и без пальцев, но считать такие перчатки полноценной защитой как-то не хочется.
Защита бедр, колен, икр
Как и в случае с куртками, всю защиту ног можно условно поделить на 3 вида:
Спортивная. В составе комбинезона или отдельно, эта защита точно также имеет развитую защиту от скольжения и меньшую – от удара. Элементы интегрированы в саму одежду, при этом не ставится цели их скрыть. Стесняют движения вне байка. Отдельного упоминания заслуживают вставки под коленями – на фото выше видно, когда они нужны. Часто на треке для дополнительного переноса веса на внутреннюю сторону поворота мотоциклист “вывешивается” полностью, или отставляет колено. Большая защитная вставка страхует ногу и служит своеобразным “индикатором” наклона.
Городская или casual. Делается на основе штанов или джинс. Ткань армируется специальными нитками для защиты от истирания, защитные вставки съёмные и не сильно выступают наружу, обеспечивая меньший уровень защиты в сравнении с прочими видами. Предполагается, что в городе этого должно хватить. Часто добавляются эластичные вставки для возможности залезать и слезать с байка.
Туристический вариант подразумевает дополнительные фишки типа ветровлагозащиты и утепления и относительное удобство передвижения отдельно от мотоцикла. Как и с куртками, вместо вставок можно использовать наколенники.
Кроссовая или по принципу кроссовой – наборный комплект из мощной защиты, ориентированный на удары. Отдельно стоит упомянуть, что в мотокроссе используются некоторые элементы защиты, не используемые остальными байкерами – к примеру, жёсткая защита шеи или, например, «бронетрусы». Первая – дополнительно защищает шею, вторые – защищают копчик и таз. В некоторых мотоштанах встречаются вставки ориентированные на эту часть тела, но это случается нечасто.
Кроссовые наколенники, в отличие от городских, как правило комплектуются шарнирным соединением, обладающим большей прочностью и защитой от «неправильного» сгибания ноги. Пожалуй, это единственный элемент, без существенных проблем переживающий превращение в городской.
Мото-обувь
Спортивные мотоботы – высокие, жёсткая фиксация. Ходить в них будет не слишком удобно, но это спортсмену и не требуется. Гонка закончилась – доковылял до бокса да снял. Защита – те же принципы. Боковая вставка на наружной стороне мыска используется в глубоком наклоне, защищая ногу от подворачивания. Это расходник и меняются они регулярно.В целом, слайдер или его подобие присутствует на большей части мотоциклетной обуви, предполагающейся к использованию на «закладываемых» мотоциклах. Но на обувке для крузеров/туреров вы их, конечно, не найдёте.
Городские мотоботы – простор для фантазии. На какие только ухищрения не идут производители, чтобы скрыть мотоциклетную функцию. Однако городские мотоботы помимо защиты должны обладать ещё как минимум одной функцией – площадкой переключения передач. Сколько раз вы переключаете передачи за поездку? Даже если разделить это количество на 4, предполагая что мотоциклист в пробке не стоит а едет и передачи не особо переключает, всё равно немало. А если месяц так? А 5? Чтобы левый бот не протёрся, переключая передачи, приходится добавлять специальную площадку или шипы как на картинке выше. Ну и на правый, для симметрии.
Туринговые мотоботы, как и остальная экипировка для путешествий, более удобны. Как правило, они высокие и снабжены так необходимыми технологиями, которые помогут ногам после дня в седле не пахнуть химическим оружием. Мембрана Gore-Tex или аналогичная (пропускает воздух, не пропускает воду) – почти обязательное условие для таких ботинок. Само собой, ходить в них удобней, чем в спортивных или кроссовых, но не ждите что они сравняются по удобству с гражданской обувью. Модели, что ближе к приключениям, могут комплектоваться шарниром.
Кроссовые мотоботы также заслуживают особого внимания. Ноги в мотокроссе используются как нигде. Оттолкнуться, притормозить, падение, удары о препятствия и грязь – всё это нужно вынести мотоботам. Как следствие, их конструкция больше похожа на конструкцию роликовых коньков, чем на обычные ботинки. Слайдер им не нужен, зато площадка для переключения как правило усилена и помимо этого есть и особая деталь, которой нет у других мотобот. Это – накладка спереди. Я уже говорил что в мотокроссе ботинки играют весьма важную роль. Взгляните на картинку и поймёте, насколько важную:
Дополнения
Помимо непосредственно защиты, мотоциклисты используют целый ряд приспособлений совместно с экипировкой.
- Дождевик или дождевой комбинезон – тот же дождевик, только как правило ярких цветов, с отражающими вставками и не рвущийся от ветра.
- Мотобахилы – для защиты от воды, ведь даже если мотоштаны непромокаемы, из-за того что ботинки массивные вода постепенно проникает туда сверху. Да и в целом у любой одежды есть запас водозащиты.
- Джерси – футболка-штаны для мотокросса, для защиты от грязи и веток основной экипировки.
- Жилетка светоотражающая – непременный атрибут путешественника и мотоциклиста на трассе. Мотоцикл куда меньше машины и водителям труднее его заметить. Жилетка помогает в этом, как и целая куча аксессуаров, крепящихся непосредственно к мотоциклу. Да и в случае поломки на трасе жилетка -крайне нужный элемент.
Помимо этих нужных вещей, есть ещё и целая куча предметов, не несущая в себе повышение уровня безопасности мотоциклиста, но относящаяся к стилю.Это всевозможные кожаные и джинсовые клубные жилетки, каски без защиты, специальные «чопперные» боты «казаки» (некоторые из них защиту всё-таки имеют), термобельё и прочее.
Итоги
Экипировка бывает разная, но что куда важнее – её предназначение отлично. Идеально, если у вас есть хотя бы пара комплектов на разную погоду, и отлично, если она вообще есть. ПДД РФ предписывает водителю мотоцикла иметь застёгнутый мотошлем, я же, передавая совет по цепочке, говорю Вам:
Защищайте те части тела, что вам нужны.
И да, как бы это банально не звучало, хочу напомнить простое правило безопасности, касающееся экипировки: Нет безопасных расстояний. Собрался ехать – экипируйся. Никаких «до магазина», «по гаражам» и прочих. Каждый год появляются новые истории от тех людей, кому «не повезло», кто умудрился получить травмы, выехав проехаться по гаражам 100 метров. Не пополняйте их число.
Спасибо за внимание.
Публиковалось:
- Пикабу – 2015