Классы мотоциклов для путешествий
Привет, я NoAdO и я пишу посты на мото-тематику.
Вступление: Один хороший человек недавно предложил мне попробовать воскресить старые длиннопосты-картинки, публиковавшиеся 4, 5 лет назад, которые нынче мало кто откопает. Переработать текст немного, освежить, и выпустить на волю. Попробуем.
На каком мотоцикле можно поехать в путешествие? Строго говоря правильный ответ “на любом”. Люди ездили и на малокубатурниках 3000 км за раз, и на дорожнике с коляской зимой в -22 2000 км… но всё же, на каком удобней и почему они вообще разные? Сейчас разберёмся.
Люкс-туреры
Называемые в шутку «половинкой автомобиля», люкс-туреры по оснащению могут превзойти и целое авто. Например: шестицилиндровый оппозитный двигатель1,8 литра, вентилируемые дисковые тормоза всех колес с антиблокировочной системой, навигационная система с поддержкой голосовых команд, СВ-рация, музыкальный центр, отдельный четырехканальный усилитель мощностью 80 Вт на канал с автоматической регулировкой громкости в зависимости от скорости движения, кожаные регулируемые сидения с подогревом, руль с подогревом, печка, круиз-контроль, ключ зажигания с микрочипом, подушка безопасности, задний ход.. Ээээ, это точно про мотоцикл? Точно. Все это оборудование устанавливается на серийный мотоцикл Honda Gold Wing предпоследнего поколения, то есть как минимум с 2013го года.
Люкс-туреры — это немногочисленный элитный класс мотоциклов. Модели этих «мотолимузинов», выпущенные за последние 30-40 лет, можно пересчитать по пальцам. От своих более скромных мотоциклетных собратьев они отличаются благородным происхождением. В то время как спортивно-туристические мотоциклы (располневшие спортбайки) суетятся в борьбе за презренные минуты на пути из города в город, а огромные комфортабельные крузеры стараются ошарашить прохожих грозным рыком выхлопа и ослепить хромом (они же равняются на великого Харлея!), люкс-туреры во всем подражают… автомобилям.
Если 20 лет назад достаточно было запихать в мотоцикл хороший багажный объем, ветрозащиту и несколько люкс-фич, то теперь такая вещь как АБС ставится на все хоть сколько-то адекватные серийные мотоциклы, а трекшн-контролем могут похвастаться все современные флагманы, в каком бы классе они не находились.
Какая эта парочка квадратная, да?) А вы года посмотрите – это дизайн тех лет, хорошо его можно проследить на примере всё той же голды, которая выпускается в различных модицикациях с 1972 по настоящее время, а фактически первым люкс-турером можно считать модицикацию Interstate примерно 82го года.
Многие современные модели уходят корнями глубоко в прошлое, и разбирать все варианты каждой модели – нецелесообразно. Это была иллюстрация развития дизайна, дальше – проще.
Вообще K-серия BMW заслуживает отдельного рассказа, чего стоит только рядная четвёрка, положенная в раме на бок, горизонтально. Более новые модели избавились от этой компоновки и уже ближе к спорт-туристам.
За почти два десятилетия существования Голды у неё сложился своеобразный образ владельца. Это мужчина, лет 40-50, ему не нужен собственно мотоцикл, ему нужна машина которая выглядит как мотоцикл, которую можно нарядить музыкой и лампочками чтобы пафосно и плавно катить по вечерним улицам. Тех, кто ездит на Gold Wing в большие поездки хватает, но это одна из причин, почему “гантеля” BMW выглядит куда более спортивно чем “голда”. И поверьте, спортивен тут не только вид – рядная шестёрка объёмом 1,6 – возмутительно много для мотоцикла. Последние годы Honda пытается завоевать себе аудиторию помоложе пока старую не добил геморрой (шутка, извините) – и это видно в дизайне.
Крузеры/туреры
Пока вокруг новой Хонды ГолдВинг идут споры о том, “торт” она или “не торт”, Америка давно признала именно за крузерами право быть туристическими мотоциклами. Тяжёлые, тяговитые – вот в общем-то и всё что нужно. Ну а всякие подстаканники всегда можно докупить – как DLC в играх. Тут надо понимать, что если я начну перечислять ВСЕ крузеры, которые могут быть использованы как туристические, всё оставшееся место займёт только список. Потому что буквально ЛЮБОЙ крузер может быть адаптирован под путешествия.
Пример тому – мой бывший Honda VT1100 Shadow Sabre. Предыдущий владелец просто навесил на него 2 огромных боковых сумки, площадки для ног, гелевое сиденье и большой лопух ветрового стекла, а я – добавил центральный кофр.
Однако есть и модели, которые прямо с завода готовы выдвигаться на автобан. И первые среди всех – аппараты Harley & Davidson – куда же без них? Наиболее готовые – Electra Glide и Road Glide в версии Ultra.
Разница между этой парой – в креплении переднего обтекателя. У электрички он крепится за руль, у Роад Глайда – за раму.
C Harley & Davidson вообще интересная история. Фактически, в пределах одного года что “электричка” что Роад глайд это один и тот же мотоцикл, просто разный обвес. И вы всегда можете купить одни и те же ништяки или поменять одну “морду” на другую, если уж вам так хочется.
Ништяки есть и тут. Музыкальная система, подгрев ручек и сиденья, круиз контроль, бортовой компьютер – неполный список люксовых штучек. Однако Харли исповедуют немного другой подход к тому, как должен вести себя двигатель. И если вы не готовы к большим вибрациям на холостом ходе (которые, к слову, пропадают как только чуть нажмёшь газ) или не любите фирменный харлеевский звук
(который ртом можно изобразить, повторяя «потато-потато»), то этот транспорт не для вас. Для сравнения, оппозитная шестёрка Gold Wind не вибрирует совсем – на работающий двигатель люди ставили монетку на ребро и она не падает. Вы вообще не почувствуете что мотор существует. Само собой, уже подготовленные мотоциклы выпускает не только Харли, а, например, Indian.
Интересно, что об Indian не-мотоциклисты наслышаны достаточно мало, хотя эта фирма многие годы тягается с Harley & Davidson. Похоже, в Милуоки работают маркетологи получше)
На Виктори хотелось бы остановиться чуть-чуть. Фирма не существует с 2017го года, преемник – Polaris. Вижн оказался крайне нестандартным агрегатом. Подход Харлеев к двигателю, обтекатели по принципам Голды и самобытный подход к дизайну до сих пор заставляют фанатов и противников вести споры о том, что же такое сотворили в Виктори. Тем не менее, этот агрегат, также можно отнести к люкс-турерам – тут и электростеклоподъёмник, и криуз контроль, и музыка и даже задний ход, которым помимо него может похвастаться серийно разве что Голда, Урал и ещё немногие избранные.
А вот это уже новичок на арене, тоже стоящий где-то между люкс-турером и крузером-турером. Выпускается недолго, стоит дорого. Как результат – почти не представлен на дорогах РФ и инфы всё ещё мало.
Возвращаясь к туристическим крузерам: чаще всего вы не покупаете, а создаёте туристический мотоцикл на основе крузера, добавляя в него именно то, что нужно вам, хотя и готовые модели есть. Выражая краткую идею турера, то есть туристического крузера: «доехать с вещами и комфортом, не теряя черт крузера». Почему я отделил их от “люксов” при схожей компоновке ништяками? Всё просто – это другая посадка, другое управление, другой способ постройки мотоцикла.
Баггеры
Баггер (или бэггер) это концепция мотоцикла с большими боковыми сумками, но без центральной. Строго говоря, баггером может стать любой мотоцикл, если заделать его должным образом, но есть и заводские версии. При наличии багажника вместо заднего кофра при желании кладётся вещьмешок, а остальное время – у вас стиль. Почему я вдруг о них вспомнил? Потому что чаще всего бэггеры – производная крузера, только стекло покороче и нет заднего кофра.
Берём Голду, обрезаем кофр, убираем некоторые люкс-фичи – готово. Вообще надо сказать получилось неплохо, хотя кому нужна голда без кофра когда можно взять с кофром? Ценник-то на вторичке примерно одинаков.
Внимательный читатель мог успеть заметить, что часто бэггер-версию получают и так туристические мотоциклы. Это верно, производитель не горит желанием терять аудиторию и выпускает “городскую” версию своей модели. Она может не иметь ряда премиум-функций (как F6B) или отличаться только отсутствием кофра.
Спорт-туристы
Говоря о спорт-туристе, всегда помните: это компромисс между скоростью спортбайка и вместимостью и комфортом туристического мотоцикла. Спорт-турист смотрит на комфорт иначе чем турер-круизер, но у него и цель другая: «доехать до точки быстро, но с вещами». В зависимости от модели в конкретном аппарате будет больше “спорта” или больше “туринга”. Но начнём мы с того что вспомним опять о BMW K 1600 GTL – о нём я уже упомянул выше. Да, он вполне себе и спорт, почему нет? Впрочем, есть и модельная линейка подешевле – RT.
Серия с буквой R в начале – тоже крайне старая. Если внимательно присмотреться к мотоциклу, вы с удивлением обнаружите оппозитный мотор. Да, это далёкий потомок того агрегата, который был взят за основу для изготовления моторов Урала и Днепра. В последнем поколении этот агрегат имеет объём 1250 кубических сантиметров и около 125 лошадиных сил. Вполне достаточно чтобы считаться спорт-туристом, хотя и сильно меньше чем у “коллег по цеху”.
Длиннобазный спортбайк от трёх камертонов производится уже 20 лет, сменив несколько поколений, обладает мощностью в 140+ лошадиных сил и по праву считается одним из лучших спорт-туристов.
Тёмная лошадка из Италии, российскому покупателю известна мало. Считается надёжной за счёт простого по устройству V-образного мотора поперечного расположения. Как и оппозит BMW – это практически уникальная компоновка. Больше крутящего момента чем лошадиных сил. С точки зрения мотора – не слишком-то и спорт.
Выфер я бы хотел выделить среди одноклассников крайне существенным количеством лошадок – их тут аж 170, а мотор – V4. Нестандартный мотор, немало лошадей, консольный кардан, своеобразный агрегат.
Также я снова хотел бы напомнить, что у нас тут всего лишь примеры, либо наиболее известные, либо необычные. И если ты, уважаемый читатель, хочешь мне сказать что я забыл про твой Honda ST1300 Pan European – нет, не забыл, как не забыл и о таких малоизвестных моделях как, к примеру, Triumph Trophy 1200 или Aprilia Futura. Но я же о классах рассказываю, а не обзоры на все возможные модели пилю в один пост.
На любой спортивный мотоцикл в теории можно прикрепить кофры. Станет ли он от этого туристическим? Нет (некоторые производители считают что да). Спорт-турист это не только высокая скорость и багажный отсек, но ещё и развитая защита от ветра, удобные примочки и поза, позволяющая провести в седле больше времени, чем требуется на кольцевую гонку.
И если вы хотите съездить из Москвы до Чёрного моря выехав в субботу а вернувшись в воскресенье… штош, возможно это то что вам нужно. Если, конечно, вы готовы нарушать ПДД.
А мы идём дальше.
Турэндуро
«Все будут ездить на эндуро» © народная мудрость
Любой путешественник по просторам нашей необъятной родины быстро приходит к выводу, что хорошие дороги у нас присутствуют преимущественно на федеральных трассах, в райцентрах и столицах. А что делать, если путь лежит туда, куда мало ступает нога туриста? (пустынный пляж, курортный посёлок.. эх) Нужен транспорт, который справится и с дорогой, и с плохой дорогой. Будь у такого транспорта 4 колеса, его бы звали «паркетник». Среди мотоциклов же под эту категорию попадают представители турэндуро.
В целом турэндуро позиционируется как вседорожный мотоцикл – не путать с внедорожным. Обладая меньшей проходимостью чем его внедорожные братья, турэндуро развивает большую скорость по трассе, берёт больше багажа и обеспечивает больший уровень комфорта.
Как результат, туристические эндуро это сплав дорожного мотоцикла, туристического мотоцикла и внедорожного мотоцикла. При этом пропорции этих 3 компонентов у разных производителей могут существенно отличаться, а кто-то и вовсе – примешивает что-то своё/
Куда же турэндуро, да без “Гуся”? Самый известный туристический эндуро, самый популярный турист в Европе, Гусь по праву занимает первое место среди всех турынд. GS линейка тоже существует немало, есть и менее кубатурные модели но только “старшим” доверен тот самый год из года дорабатываемый оппозит. Интересно, что BMW позиционирует свой мотоцикл как “Adventure Bike” то есть мотоцикл для приключений, и даже регулярно проводит тренировки для счастливых обладателей Большого Баварского ТурЭндуро.
Японцы не отстают, и хотя “Сутенёр” встречается на наших дорогах куда реже, это не менее достойный агрегат – чего только стоит идея вынести радиатор вбок чтобы сдвинуть двигатель ниже и вперёд, снизив центр тяжести и позволив создать длинный задний маятник, обеспечаивающий лучшее сцепление с дорогой. Привод на заднее колесо – кардан, как и у “Гуся”. Варианты с классической цепью тоже есть, ремень – привилегия “дорожных” туристов.
C “Африкой” отдельная история. Как и с современными ремейками , было взято старое имя и сделан новый фильм мотоцикл. Получился ли он удачным? Как ни странно – да. Не менее интересно и то, что это не единственный турэндуро от Honda.
Вновь я завожу волынку внимательности читателя. VFR1200… ничего не напоминает? Верно! Выфер! У этой пары один мотор и хотя X имеет “всего” 129 л.с. мощности (что, так на секунду, больше чем у RT), ходят упорные слухи что его можно вернуть обратно – в 170 сил. Турэндуро с двигателем от спорта… а нужна ли такая “зажигалка”?
Рынок вопит “да” и просит ещё – а перед вами Австрийский монстр на 160 лошадей и 140 Н·м момента.
Я стараюсь немножко просвятить тебя, уважаемый читатель, о том, сколь велико многообразие фирм и моделей. Спроси у прохожего про хонду – он знает хонду. Спроси про Харлей – ктож не знает харлей? Спроси про Триумф, мото гуцци, КТМ? Теперь ты знаешь больше. Ну, если не знал, конечно. Надеюсь это знание не в тягость. Про КТМ же говорят, что туристом он только прикидывается, являясь на деле здоровенным эндуро. Не мне судить, я на нём не ездил.
Мотоцикл которому хоть море по колено. Туристический эндуро Kawasaki KLR650 изначально создавался для поездок в сложных условиях – на бездорожье он ведет себя не хуже чем на шоссе, а водные преграды способен с одинаковой легкостью преодолевать как по мосту так и вброд. А еще он может ставить рекорды по дальности поездки, хотя, честно говоря, отправляться в путешествие в неудобном седле этого байка с жесткой подвеской не очень-то хочется. Однако по своим параметрам (расход 4,3 литра на 100 км, емкость бака – 23 литра) он также весьма турист ибо без дозаправки он сможет проехать порядка 530 километров, конечно, если передвигаться по шоссе.
Примечательно, насколько разные бывают туристические эндуро. И если Гусь это элитность, достаток и удобство, то KLR это как ехать на заборе, только у нас тут ну типа как бы туризм. Само собой, это далеко не всё. Хонда Трансальп, Хонда Варадеро, Сузуки В-стром, Харлей Дэвидсон Пан Американ… Моделей много, но общее, я думаю, вы уловили – турэндуро это металиические ящики, дуги вкруг, немножко обтекателей и куцое стёклышно. Они могут пилить по трассе с комфортом повыше дорожника, тянуть багаж и не боятся плохих дорог.
Итоги
Люкс-туреры: максимальный комфорт и грузоподъёмность. Никаких других интересных свойств не имеют, путешествия по хорошим дорогам – их основная специализация.
Туреры-крузеры: надстройка над изначально предназначенным для шоссе мотоциклом с целью увеличить его грузоподъёмность. Не так нафаршированы, как люксы, зато больше индивидуальности и сохраняется стиль.
Спорт-туристы: надстройка над спортом с целью повысить комфортность и вместимость без значительного ущерба скорости. Из отличий кроме самого класса мотоцикла – ветрозащита ног, которую ставят на заводе. Она – элемент корпуса. В круизерах так тоже можно, но с завода какую-никакую защиту ставят разве что только харли, да и то не во всех версиях..
Турэндуро: Смесь дорога/бездорожье/грузоподъёмность в различных сочетаниях. Вариантов много, подбирать надо исходя из того, насколько она нужна, эта внедорожность. Для высоких.
Туристические мотоциклы по большому счёту эволюционировали из конкретных классов (будь то спорт или эндуро) и предназначены в первую очередь для тех, кто хочет сохранить свой стиль, но получить возможность путешествовать. Что посоветовать выбирающему первый туристический мотоцикл? Думать, ездить на тест-драйвы, искать тот аппарат, что удовлетворит большую часть запросов.
Но главное – желание. Нет смысла в Gold Wing если всё зачем он нужен – доехать в Москве до Смортовой лампочками попонтоваться. Нет смысла в GS, если он с дороги в жизни не выезжал. Главное – желание, а потребности сами вырастут – из опыта.
Спасибо за внимание, всё.
Публиковалось:
- Пикабу 2020
- Пикабу ~2015