Всё о междурядье, по ПДД и БДД (обновляемая статья)
Я постараюсь изложить взаимодействие 2 и 4-колёсной техники с точки зрения ПДД и с точки зрения безопасности мотоциклиста и взаимопонимания с водителями автомобилей. (!) Это обновляемая статья. Это значит, что информацию в ней я стараюсь актуализировать, если была найдена ошибка, неточность, или стоит переформулировать текст чтобы избежать недопонимания. Сказанное в статье – моё личное мнение, которое я для вас попытаюсь обосновать, используя текст правил, практику на местах, запросы в ГИБДД и даже судебные решения. Все материалы взяты из открытого доступа или намеренно мной опубликованы.
Первая публикация: 7 июля 2017
Последнее обновление: 05 марта 2023
Примечания перед началом
Междурядье в этой статье – любой вариант движения между рядами машин – вторым рядом в одной полосе, габаритами в двух полосах но колёсами не на разметке, габаритами в двух полосах и колёсами на разметке.
Хруст в этой статье – неразумный гонщик, участник дорожного движения который ставит свои хотелки выше закона и разумной безопасности, не думая о последствиях. Не любой мотоциклист – хруст.
Разбирается отдельно вопрос закона и вопрос безопасности.
ПДД
“Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
В этом определении нас интересует формулировка “достаточную для движения автомобилей в один ряд“. Она означает, что полоса не может быть у́же автомобиля. Если продольная полоса проезжей части у́же чем автомобиль, это не полоса. Может поместиться 2 машины? Тоже полоса, потому что если ширина достаточная для движения в 2 ряда, значит один ряд там явно поместится. То есть меньше одного ряда автомобилей – не полоса, один ряд и шире – полоса. Конкретно на наличие минимального количества ширины указывает слово “достаточно”.
То есть у нас есть нижний лимит (не меньше чем = достаточно) но нет верхнего. Более того, это вообще не указания, это же пункт 1.2:
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
То есть пункт 1.2 задаёт термины а не определяет порядок движения.
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. …
Этот пункт говорит о том что если нет ни полосок, ни знаков, водителям предполагается самим отделить правую часть проезжей части и посечь её на полосы. Поскольку как мы помним, ширина полосы должна быть не меньше чем на 1 машину, а вот максимальная ширина в определении не оговорена (оговорена в ГОСТах), водители организуют стихийное движение из стольких рядов, сколько получится в зависимости от скорости и загруженности этого участка. Например, вот так:
На рисунке мы видим, как водители самостоятельно определили по 1 полосе в каждом направлении т.к. положение машин на проезжей части не позволяет создать ещё одну полосу. Обращаю внимание: определение полос без разметки – исключительно умственное упражнение и закрепления не имеет – через секунду может быть иначе.
Возникает вопрос – а как определить приоритеты в этом случае? Водитель правой машины считает что тут одна полоса (потому что так было до того как разметку убрали) и машины движутся по ней в два ряда, а водитель левой – что полос две (по ширине же похоже). Их рассудит ПДД:
“Перестроение” – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
Не важно, отличаются мнения водителей или нет, чтобы выехать перед кем-то и пересечь его траекторию – придётся выехать из полосы или из ряда.
Ситуация вроде бы упрощается, если в дело вступает разметка:
Здесь есть 2 полосы (по 1 в каждом направлении), в каждой из полос находится по 1 ряду машин. Всё легко и понятно.
И гораздо более привычная картинка для не-москвичей – одна сплошная, одна широкая полоса. Невнимательный читатель может воскликнуть: “Но тут две полосы в каждую сторону, в каждую же помещается автомобиль!“. А я возражу: ” Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой ” а разметка есть. Более того, горизонтальная разметка :
1.1. – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
что позволяет со всей определенностью утверждать, что полос тут по одной в каждом направлении. И примеров этому – масса:
Таким образом машины двигаются по полосе в 2 ряда, что не является нарушением ПДД при соблюдении безопасных интервалов.
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Что такое безопасный интервал/дистанция? Инспектора пользуются доказательством “от противного” – если было ДТП интервал/дистанция были небезопасными. Просто, но работает. Причина таких выводов крайне проста, если столкновения не случилось, значит выбранный интервал позволил избежать ДТП. Что это означает на практике? Расскажу во второй части – про безопасность движения.
И, самый важный пункт:
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
Что такое “строго по обозначенным полосам”? Это значит, что нельзя не только ехать по разметке, но даже нависать над ней, двигаясь по сути в 2 полосах одновременно. Простейший пример:
Очевидное нарушение пункта 9.7 мотоциклом (скутер больше 50 кубов считается мотоциклом согласно терминологии ПДД), он едет по разметке и не перестраивается. Однако не все понимают, что недостаточно не ехать колесом по разметке, нужно ещё и не находиться габаритами в чужой полосе:
Иными словами, ни одно ТС не должно залезать габаритами за полосу:
Любителям сообщить “да это я просто перестраиваюсь долго” сообщаю:
9.4. …
При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Что-что вы там в заторе делаете, а?))
В примере выше нарушителем пункта 9.7 будет являться попутный автомобиль т.к. зеркалом он находится в соседней полосе. Такая проблема снимается при отсутствии разметки:
Обе этих картинки не являются нарушением ПДД. Не смотря на то, что полос движения движения тут было две, Правилами не запрещается двигаться в большем количестве рядов, если позволяет ширина проезжей части. Не нужно говорить что автомобилисты также пользуются этой возможностью всегда, когда ширина позволяет добавить второй ряд машин.
Да, движение в 5 рядов тоже не будет нарушением ПДД в этой ситуации. Опять же – при соблюдении безопасного бокового интервала (а также если мы будем считать что на картинках – мотоцикл. Для мопедов – отдельные правила). Надо понимать, что для мотоциклиста безопасный интервал значительно меньше, чем для водителя автомобиля. Различна оценка безопасного интервала для легкового автомобиля и грузового, опытного водителя и новичка и так далее.
Мифы ПДД
Первый популярный миф гласит, что в 1 полосе может быть только 1 ряд транспортных средств. Он был опровергнут выше.
Второй популярный миф гласит, что в полосе может быть 2 мотоцикла, а вот других двух ТС быть не может. Показываю, откуда ноги растут:
Перед вами – два билета, опрашивающие знания водителя по ПДД. Напомню, билеты общие для А, Б, М категорий. Легко заметить, что картинки у билетов одинаковые, а вот правильные ответы – разные. Причина заключается в том, что, как и принято у ГИБДД, это 2 билета спрашивающие разное максимально похожим способом, чтобы проверить знание теории, а не проверить как хорошо студент выучил сопоставление картинки и ответа. В первом билете оба мотоцикла заняли правильное положение потому что, как я уже говорил выше, нет требований по расположению или количеству ТС внутри полосы. А вот во второй картинке левое положение мопед занял неверно, но не потому что такое положение мотоциклам занимать нельзя и не потому что “1 полоса = 1 ряд”, а потом что он мопед:
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
В результате отсюда будущий водитель запоминает только “2 мотоцикла в полосе можно”. Далее заучивается раздел остановки и стоянки:
12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
откуда будущий водитель запоминает “в один ряд, мотоциклам в 2 ряда”. И всё, готово ложное воспоминание: “только мотоциклам можно ездить в 2 ряда”.
Впрочем, есть и ещё одна версия “неправильного” запоминания. Звучит так:
В одной полосе в два ряда разрешено только двум мотоциклам без коляски!
и звучит достаточно складно, разумно и даже знакомо, верно? Конечно, потому что водителю автомобиля нет нужды запоминать, что
12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
Так что правило про 2 ряда без бокового прицепа и правда есть, вот только относится оно к стоянке, не к движению. Я проштудировал все ПДД РФ до самой первой редакции (в СССР не полез) и не нашёл про движение в 2 ряда ничего.
Доказательства
NoAdO, ты нам тут наговорил с три короба, а какие твои доказательства? Охотно, господа, охотно.
Тем не менее, я, лично я, сделал запрос в ГИБДД уже в 2020м году – и получил ровно такой же ответ от заместителя начальника УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве.
Возможно, для кого-то ни разбор ПДД ни мнение ГИБДД не является достаточно авторитетным источником, и вы готовы отстаивать свою позицию в суде. На это у меня тоже есть ответ:
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующего на основании доверенности в интересах И., на вступившие в законную силу постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан..
Защитник И. жалуется и просит отменить вину
Вместе с тем в материалах дела об административном правонарушении в отношении И. имеется видеозапись, из которой следует, что транспортное средство “<данные изъяты>”, государственный регистрационный знак N, под управлением И. движется по левой полосе дороги, имеющей две полосы, предназначенных для движения в одном направлении, разделенных дорожной разметки 1.5 Приложения N 2 к Правилам дорожного движения, опережая движущиеся по правой стороне указанной дороги другие транспортные средства.
И. едет на машине в левой из двух полосе
Мотоцикл “<данные изъяты>”, без государственного регистрационного знака, под управлением ФИО2 движется по дорожной разметке 1.5 Приложения N 2 к Правилам дорожного движения, опережая транспортные средства, движущиеся как по правой стороне, так и по левой стороне указанной дороги. При приближении мотоцикла “<данные изъяты>”, без государственного регистрационного знака, к транспортному средству “<данные изъяты>”, государственный регистрационный знак N, происходит их столкновение.
мотоцикл без номера едет по разметке
Из объяснений свидетеля ФИО3 следует, что в то время, когда он на своем транспортном средстве двигался по правой полосе дороги, его опередил двигавшийся по левой стороне дороги автомобиль “<данные изъяты>”, который, включив правый сигнал поворота, начал перестраиваться. В этот момент по полосе разметки его обогнал мотоцикл, который столкнулся с автомобилем “<данные изъяты>”, после чего уехал в кювет.
перестроение было начато, но мотоцикл ехал по разметке
Каких-либо сведений, подтверждающих, что при перестроении транспортного средства “<данные изъяты>”, государственный регистрационный знак N, под управлением И. с левой полосы дороги на правую полосу дороги на правой полосе дороги двигался попутно без изменения направления движения мотоцикл “<данные изъяты>”, без государственного регистрационного знака, под управлением ФИО2, которому он должен уступить дорогу, материалы дела не содержат.
мотоцикл двигался неправильно, подтверждений обратному нет
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу защитника ФИО1 удовлетворить.
защитник владельца тачки прав, мотоцикл неправ. То есть решение отменяет предыдущее и устанавливает что если мотоцикл ехал “по разметке” то он и будет виноват если тачка начинает перестраиваться.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Г. (Г.) , Домашевой Ольги Владимировны на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 02 февраля 2021 г., решение судьи Забайкальского краевого суда от 22 марта 2021 г, вынесенные в отношении Г. (Г.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Читы от 02 февраля 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Забайкальского краевого суда от 22 марта 2021 г. Г. (Г.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ и назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев
Защитник водителя Г. по фамилии Домашева просит отменить постановление.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.09.2020 г. в 14 час 00 мин., водитель Г. (Г.), управляя транспортным средством “Тойота Виста” государственный регистрационный знак N, по адресу: <…>, при выполнении маневра, совершил столкновение с мотоциклом “Хонда”, государственный регистрационный знак N, под управлением ФИО12., в результате которого потерпевшему причинен вред средней тяжести.
Вопреки доводам жалобы, из материалов дела следует, что Г. (Г.), двигаясь в направлении от ул. Матвеева по ул. Курнатовского, изменил траекторию движения, вельнув влево, в результате чего произошло столкновение с мотоциклом, под управлением ФИО15., движущегося в том же направлении по той же полосе движения. При этом в момент, когда произошло столкновение, мотоцикл не менял траектории движения, не допускал маневров и располагался на уровне переднего левого крыла, передней левой двери по отношению к автомобилю Тойота Виста.
Важный момент – авто вильнуло, мотоцикл двигался в той же полосе, не менял траектории, не допускал маневров.
Вопреки доводам жалобы, судами обоснованно приняты во внимания объяснения третьего участника ДТП, ФИО16. относительно обстоятельств описанного события, которые не противоречат составленной схеме ДТП. В совокупности указанные доказательства не противоречат друг другу и иным имеющимся в деле доказательствам, и не опровергают выводы, сделанные судами при рассмотрении дела о нарушении Г. правил дорожного движения, описанных в протоколе по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 02 февраля 2021 г., решение судьи Забайкальского краевого суда от 22 марта 2021 г, вынесенные в отношении Г. (Г.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу защитника Г. (Г.), Домашевой О.В.. – без удовлетворения.
Решение оставить в силе, мотоциклист не виноват.
Дело № 2-517/2021 от 20 мая 2021 г.
Петров О.П. открыл заднюю правую дверь служебного автомобиля, после чего произошло столкновение мотоцикла <данные изъяты>, номер <данные изъяты>, под управлением истца, с открытой дверью, в результате которого произошло падение мотоциклиста и повреждение мотоцикла.
– – – –
Суд полагает указанный довод необоснованным исходя из следующего.
В соответствии с п. 9.1 ПДД Российской Федерации количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
Вместе с тем, сам факт наличия разметки не препятствует движению двух транспортных средств по одной полосе движения с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
Аналогичная позиция изложена в письме МВД Российской Федерации № 13/С-5802/11 от 18 июля 2011 года.- – – –
Взыскать с Петрова Олега Павловича в пользу Осипова Олега Михайловича в счет возмещения ущерба 391 049,40 рублей, денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы на составление отчета об оценке 7 500 рублей, расходы на оплату услуг представителя 25 000 рублей.
Авто открывает дверь, мотоцикл едет во второй полосе – вина авто.
Эти судебные решения публично доступны на сайтах судов. Если у вас вдруг есть предположение что я подтасовал результаты, вы можете лично найти оригинальные документы и убедиться в их идентичности.
Итак, ПДД, ГИБДД и даже судебные решения говорят что если мотоцикл был в полосе а машина перестраивается в него – машина окажется виновата. Значит ли это что можно спокойно гонять вторым рядом? Пфф, вы плохо меня знаете если для вас это вопрос. КОНЕЧНО НЕТ.
БДД – Безопасность дорожного движения, избегание опасностей.
А теперь ещё раз, только так, чтобы не быть “хрустом”))
Ситуация 1: свободное движение (60+ км/ч, мало машин)
В этой ситуации я вообще не рекомендую ехать дополнительным рядом с машинами – ваш выигрыш по скорости будет незначителен и не сравнится с возможными последствиями в случае ДТП на высокой скорости. Помимо этого, сам процесс движения таким способом неизбежно приведёт к нарушению п.9.7 потому что если в пробке вы можете проехать в 10 см от чужого зеркала, то сделать это на 80 куда труднее и опаснее
Ситуация 2: плотное быстрое движение (60+ км/ч, много машин)
Угадаете почему не стоит этого делать? Правильно, скорости те же а машин ещё больше – внимание рассеивается и вы можете упустить что-то важное, например открытый люк.
Ситуация 3: слабые пробки (20-40 км/ч, много машин)
Чем меньше скорость и чем больше заперты машины друг с другом, тем больше у вас становится пространства для манёвра. Сильно подумайте, будет ли критична для вас потеря скорости? Основная проблема в том, что на 20-40 км/ч машине хватит скорости для резкого перестроения в соседний ряд, но хватит ли вам реакции при том что вокруг куча машин и все двигаются?
Ситуация 4: стояк (все стоят или едут 0-10 км/ч)
Когда все стоят – опасность для вас представляют “дырки” – открывшиеся места для манёвра куда может попытаться вырулить соседний ряд, пешеходы или продавцы-люди что ходят по проезжей части, а также открывающиеся двери. Поэтому выбирать скорость надо так, чтобы остановиться мгновенно. Я считаю достаточно адекватной скорость в ~25 км/ч при условии что вы смотрите на колёса, стыки дверей и сканируете поток впереди на отсутствие пешеходов.
Главное:
1. двигаться в 2 ряда по 1 полосе можно, но вы не должны даже габаритами залезать в соседнюю полосу. Движение “в междурядье” скоро вынудит вас либо остановиться либо нарушить 9.7. Насколько вы готовы этим заниматься – каждый решает для себя сам, но это всё ещё нарушение ПДД.
2. Не грубите. Серьёзно, срать рёвом глушака в уши всем окружающим не сделает вас королём, только добавит ненависти. Моя собственная практика в Москве показывает что достаточно встать и подождать – водитель увидит и почти всегда – подвинется. Не раздражайте окружающих без причины.
3. Ещё раз – выбирайте медленную скорость. Даже не нарушая 9.7 вы двигаетесь так, как не ожидают водители автомобилей – с чего что-то должно двигатсья если все вокруг стоят? И я не вижу возможности прийти к пониманию до тех пор, пока по нашим дорогам катаются двухколёсные хрустокороли, думающие что им все должны: уступить, пропустить. Не должны.
4. Интервал. Это для вас 5-10 см норм, вот же они – перед рукой. А для водителя автомобиля это может быть сложным или неподъёмным для ощущения расстоянием. Просто помните это и старайтесь брать интервал, безопасный для обоих. Кстати, водители легковушек, вас это тоже касается применительно к фурам.
P.S. Если вы не согласны с чем-то, что сказано в этой статье, я готов это обсудить при условии что вы подкрепите свои слова доказательствами а не “9.7. на самом деле имел в виду 1 тс = 1 полоса это просто ты тупой, вот”. Не имел 😀 Ну или докажите обратное.
Первоначальная версия публиковалась: Пикабу, 2017