|

Статистика ДТП

Небольшое вступление и объяснение. Увы, любая статистика является в некотором роде “средней температурой по больнице” потому как зачастую просто нет доступа к достаточному набору показателей, а на цифры влияет всё, вплоть до погоды. Думаете я шучу? В дождь столько же мотоциклов ездит сколько и в сухую погоду? То-то же. Тем не менее, я хочу попробовать вновь посчитать статистику и сделать некоторые выводы.

Почему мы должны верить источникам?

Увы, ГИБДД не даёт полную статистику, но те цифры что я проверял били и у автостата и у вавилона, так что я буду использовать их. Я не буду считать статистику для грузовых авто, потому что это не моя целью

Что мы будем считать?

Процент побывавших в ДТП – грубо говоря, ваш шанс угодить в аварию если вы водитель этого транспорта.

Процент погибших в ДТП этого типа. Это не совсем показатель шанса вашей смерти, ведь автомобиль может сбить 10 человек на остановке и водитель останется жив. Оно же – шанс погибнуть от общего числа указанного типа ТС. Не очень показательный показатель

Процент раненых в ДТП этого типа. Те же замечания что и выше – раненые это не обязательно водитель и/или пассажир(ы).

Коэффициент пострадавших. Соотношение общего числа ДТП с количеством раненых – показатель того, насколько этот транспорт “опасен” для окружающих.

Процент погибших от процента попавших в ДТП. Грубо говоря, ответ на вопрос, насколько смертельны ДТП на этом типе транспорта.

Россия

В масштабах всей страны мы получаем крайне усредненную статистику, дающую лишь общее представление, которое может отличаться от региона к региону. Поэтому те же самые показатели будут посчитаны отдельно для Москвы (желающие могут посчитать и для других регионов, но я живу в Москве вот мне и интересно “как у меня”).

Всего легковых автомобилей: 41,9 млн. https://www.autostat.ru/infographics/31203/

Всего грузовых автомобилей: 3,7 млн. https://www.autostat.ru/infographics/29616/

Всего мотоциклов: 2,4 млн https://www.autostat.ru/infographics/29720/

184 тыс. ДТП всего, 23114 погибло, 231197 человек ранено (http://vawilon.ru/statistika-avarij-analiz-proisshestvij/#av…)

Всего в сумме: 48 млн. ед. транспорта.

Поправка: тут не учтены остальные категории, как то спецтехника, АТТ и прочие подобные. Это вносит искажения, но ввиду малого количества такой техники (разве что кроме автобусов) эти искажения будут не слишком сильно влиять.

Тогда для группы «все»:

0,383% от всех зарегистрированных ТС побывали в ДТП

0,048% погибших

0,481% ранено

Коэффициент пострадавших: 1,25 человека на ДТП

12,56% погибших если считать процент от количества ДТП

Для группы «легковые»:

115428 всего, 13100 погибших, 157846 раненых

0,275% всех машин побывали в ДТП

0,031% погибших

0,376% раненых

Коэффициент пострадавших: 1,37 человека на ДТП

11,35% погибших, если считать процент от количества ДТП

Для группы «мотоциклы»:

4699 всего, 607 погиб, 5137 человек ранено

0,2% всех мотоциклов побывали в ДТП

0,03% погибли

0,21% ранены

1,09 человека на ДТП

12,92% погибших, если считать процент от количества ДТП

И первые же выводы достаточно странные. Оказывается, по стране в целом в ДТП попадала меньшая часть мотоциклов чем легковых авто. Почему так? Думаю, большое влияние оказывает возрастная мототехника, зарегистрированная давно и выполняющая чисто утилитарные функции, типа перевозки картошки на урале. Подпортят статистику и “безномерные” гонщики – среди зарегистрированных их нет, а в ДТП участвовали.

Достаточно очевидным получился результат коэффициента пострадавших – мотоцикл за раз ранит меньше людей чем автомобиль. Это звучит логично т.к. в машине можно перевезти больше людей, да и вес и инерция в случае аварии с пешеходами больше, а значит и зацепить машина за раз может больше людей.

При этом же вавилон сообщает следующие данные по вине в ДТП с мотоциклами:

• легковой автомобиль (62,04%);

• мототехника (по видам – мотоцикл – 25,99%, скутер – 2,94%, иной мототранспорт – 3,51) – 32, 44%;

• грузовой транспорт – 3,09%

• иные фигуранты – 2,43%.

Это может казаться вопиюще возмутительным, но самое популярное ДТП с мотцоиклом – автомобиль выполняет левый поворот не видя мотоцикл, едущий по главной. В этой ситуации виновным будет признан водитель автомобиля независимо от того, с превышением ехал мотоцикл или нет.

Примерно такие же данные за год раньше получили ребята из волонтерской программы помощи на дорогах: http://stat.motocitizen.info/

Москва

Столица и город вечных пробок даёт несколько другие результаты – тем интересней их сравнить.

Всего легковых: 3,75 млн https://www.autostat.ru/infographics/31203/

Всего грузовых: 174,5 тыс. https://www.autostat.ru/infographics/29616/

Всего мотоциклов: 77,9 тыс. https://www.autostat.ru/infographics/29720/

Всего по 3 группам: 4002400 ед.

Для всех групп: 9045 ДТП всего, 561 погибших, 10326 раненых

  • 0,23% побывали в ДТП
  • 0,01% погибших
  • 0,26% раненых
  • 1,14 человека на ДТП
  • 6,2% погибших, если считать процент от количества ДТП

С участием мотоцикла: 256 всего, 24 погибло, 249 ранено

  • 0,32% побывали в ДТП
  • 0,03% погибших
  • 0,32% раненых
  • 0,97 человека на ДТП
  • 9,38% погибших, если считать процент от количества ДТП

В масштабах города ситуация сильно отличается от того, что происходит по стране в целом. Такая специфика проявляется из-за режима движения – город либо стоит в пробках, либо имеет интенсивный трафик. Мотоциклы практически не используются для утилитарных целей – это либо средство для понтов, либо транспорт для того чтобы добираться куда-то по пробкам. Есть процент кроссовых и туристических байков.

Во первых, шанс попасть в ДТП в Москве на мотоцикле по сравнению с машиной выше в 1,39 раза.

Во вторых, шанс что в ДТП с мотоциклом в Москве будет чья-то смерть, выше в ТРИ раза.

Однако при этом же, именно для мотоциклов усредненный коэффициент “раненых на ДТП” меньше единицы. Это достаточно интересный и неожиданный результат – в городе, вечно стоящем в пробках, автомобили умудряются наносить больше повреждений людям чем мотоциклы. И не по цифрам (это очевидно, машин тупо больше) а процентно.

Но при этом же смертность для ДТП с мотоциклом в проценте от общего числа составляет почти 10% и в 1,5 раза выше чем у автомобиля.

Из этих подсчётов можно сделать вывод, что примерно 10% мотоциклистов, катающих в городе Москва потенциальные смертники. А ввиду того, что смерть на мотоцикле практически всегда связана с наплевательством на ПДД и безопасность, получается что неадекватных гонщиков куда меньше чем может показаться когда живёшь на шоссе летом)) Ну или они все супер-профи и в ДТП не попадают, во что конечно не очень верится.

Столица накладывает свою пробочную длань и на другие параметры. Так, шанс попасть в ДТП вообще по сравнению с остальной страной составляет 60%, трупов (не смотря на все усилия мажоров, членовозки и хрустов) в 4,8 раза меньше, а раненых меньше почти в 2 раза. Вот что камеры животворящие делают.

Большое влияние оказывает и возраст парка – если средний возраст парка мотоциклов составляет впечатляющие 26,2 лет, то техника старше 1995го года (23 года) встречается в Москве крайне редко. Увы, это уже не статистические данные а мои наблюдения.

Выводы:

Мотоцикл опасней машины? Для окружающих – нет. В масштабах страны – нет. В Москве (и видимо везде где есть крупный траффик) а также для гонщика – да.

Шанс попасть в ДТП больше? Да, в крупных городах.

Верно ли что “25% умирают и это официально”? Нет.

Мотоциклист виноват в большинстве ДТП? С точки зрения ПДД – нет. С точки зрения безопасности – возможно, но это отдельная тема.


Публиковалось: Пикабу, май 2018

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.