Дополнительная электрика – что куда
Случилось так, что на момент покупки Shadow Sabre (мой мотоцикл) у меня в загашнике лежал пульт с кнопками небезызвестной фирмы Курьякун. Он на титульном фото. Если у вас, как и у меня, мотоцикл мощным пластиковым обвесом не обладает, при монтаже дополнительной электрики сразу возникнет вопрос – а куда девать кнопки, которые её включают? Курьякун сделали хорошее, изящное решение.. и воткнули галактический ценник на этот кусок железа с хромом и тремя кнопками. Мой вам совет – лучше закажите с алиэкспресс. Но мне эту штуку подарили, так что покажу я – на ней. Поскольку я за безопасность, главный вопрос, который надо решить:
Как не спалить ничего и сделать удобно?
Чтобы ничего не спалить лучший вариант – сделать отдельную проводку на все наши потребители. Так мы ничего не спалим в родной проводке. Но держать наши дополнительные цепи всегда под напряжением – вариант не из лучших. Тот же адаптер для USB в дежурном режиме тоже кушает. Немного, но за месяц от заряда АКБ ничего не останется. Можно было бы сделать кнопку, но вдруг вы забудете её выключить? Да и зачем, если есть реле!
Итак, наша проводка будет использовать:
- Свой общий предохранитель как можно ближе к плюсу аккумулятора дабы при любом повреждении мы сразу получили сгоревший предохранитель, а не локальный пожар.
- Реле, которое я заведу на замок зажигания чтобы как только я выключил его – у меня всё отключилось.
И чтобы всё это собрать нам будут нужны:
- провода (желательно как минимум 2 цветов)
- термоусадка (крайне нужная штука – надеваете заранее, скручиваете провода, надеваете сверху, проводите феном или зажигалкой и всё)
- предохранители
- колодки предохранителей
- колодка реле
- кнопка/кнопки
- клеммы для кнопок
- клеммы для аккумулятора
Впрочем я обо всём этом ещё скажу подробней.
А теперь подробней.
Если вы ничего не шарите в электрике, хрен бы с ним – я объясню на пальцах. Потому что я тоже не сильно шарю. Представьте что ток это вода, которая течёт от плюса к минусу и что мы строим водопровод. Так, надеюсь, будет понятней.
Я даю общую схему для моего частного случая. По ней мы и будем ориентироваться – можете открыть её в новой вкладке и поглядывать. Если будете строить что-то более сложное, помните – это как трубы с водой и вода может течь в любую сторону, если есть куда.
Шаг 1
В нашей электрике шаг 1 – красный провод. От плюса аккумулятора мы забираем ток и сразу заводим его на предохранитель. Это нужно затем, чтобы если где-то дальше будет короткое замыкание, наш предохранитель пшикнул и ток перестал туда течь. Ну, потому что если он будет течь напрямую в минус, сила тока будет нарастать без ограничений пока не начнут плавиться провода, а так и случаются пожары. Избежать этого нам поможет набор начинающего радиоманьяка любителя (можно найти в автозапчастях или на рынках):
Разница только в том, что верхнюю удобней одевать и снимать, а нижняя – лучше фиксируется. Само собой учитывайте, что у болтов аккумулятора тоже есть диаметр – лучше глянуть заранее. Работает так: зачищаете провод, засовываете внутрь и зажимаете лапки специальным инструментом или пассатижами. Можно даже запаять, если вы умеете в пайку. Хотя если умеете – зачем вам эта статья? Можете подёргать провод чтобы убедиться что он держится. Что за провод? Сейчас увидите.
Вот этот провод.
И предохранитель туда. Какой мощности? Это вообще-то важно. Например лампочка 55Вт / 12В = 4,5 А кушает. Поэтому посмотрите свои приборы, посчитайте и решите. Провод можно разрезать как удобней – на равные или неравные по длине концы. Идеальный вариант это если предохранитель будет того же вида что и остальные у мотоцикла – так вам не нужно будет таскать с собой несколько видов предохранителей.
Шаг 2
После того, как мы обезопасились от собственных кривых рук предохранителем (который мы конечно же воткнём в самом конце когда всё доделаем), сделаем автоматическое включение. В этом нам поможет обычное 4-контактное механическое реле от ВАЗ. Я даже не знаю его партномер или название – фразы “4-контактное реле” обычно оказывалось достаточно.
К реле сразу рекомендую купить колодку – набор разъёмов, в который реле не воткнёшь неправильно. Так вы не запутаетесь, если отключите реле.
В колодке может быть даже 5 проводов – центральный 4-контактному реле не нужен. Работает это реле до безобразия просто – когда через 2 определённых контакта проходит ток, этот ток замыкает 2 других контакта, рассчитанных на больший ток. Это удобно – маленькие кнопочки включают мощные вещи. А в нашем случае это нужно затем, что замок не рассчитан на такой ток, который мы может быть будет использовать (не выдержит напор воды в нашем водопроводе).
Если вы в точности следовали моим советам и в руках у вас то же самое реле что и у меня, то контакты будут 30, 85, 86, 87 (там так и подписано). Пара 85 и 86 – это “слабая” пара, а 30 и 87 – “сильная”. Не знаю, почему именно так. Если у вас другие циферки – поищите в поиске или посмотрите на самом реле схему. Соответственно реле мы должны подключить так:
- 87 – наш входящий провод от аккумулятора после предохранителя (напомню, в нашей схеме он – красный)
- 86 – наш выходящий провод “слабой” пары, его надо будет подключить к минусу (зелёный)
- 85 – наш входящий провод “слабой” пары, его нужно подключить к замку (тонкий красный)
- 30 – наш выходящий провод “сильной” пары – вот он-то и пойдёт на все потребители (оранжевый)
Провода с картинки значения не имеют. Если вам хочется чтобы всё было идеально, вы можете вместо них обжать клемму на своём проводе. Если нет – скрутка/пайка.
Сразу же дополню – как скрутить провода? Если вы умеете работать паяльником – честь вам и хвала. Нет – можно просто сделать нормальную скрутку и закрыть термоусадкой – у меня всё это держится. Про методы соединения проводов можно долго спорить, но если вы пользуетесь скруткой, я рекомендую принцип “бандажа”:
Кроме того, возникает вопрос – а куда мы должны подключиться к замку? Тот самый, 85й, он же тонкий красный на схеме выше.
Шаг 3
Чтобы подключиться к замку, нам придётся разыскать схему электрики мотоцикла или потыкать тестером. Наша цель – найти провод, на котором напряжение появляется при включении зажигания и пропадает – после его отключения. Варианты что могут помочь в поиске:
- На схеме это обычно провод, который от замка зажигания идёт к коробке предохранителей. Если схема цветная, то у замка зажигания вероятно будет 3 провода – один из них к аккумулятору, а вот какой-то второй – нужный.
- У моей хонды это красный провод с чёрной полосой
- Если вы работаете тестером, выставите его в режим замера сопротивления и одним щупом ткните в минус аккумулятора, а вторым – во все провода по очереди, аккуратно проткнув кончиком щупа изоляцию. Если вы угадали, тестер будет показывать бесконечное сопротивление при выключенном зажигании и небольшое – при включенном.
- Годится также любой провод на что-то неотключаемое – подсветка приборки, дежурный свет в лампе, даже ближний свет или задний габарит.
Извините, я не могу лучше объяснить, как подсоединить реле. Если вы так и не поняли, просто на шаге 2 поставьте кнопку, а лучше всё же – попросите кого-то из знакомых помочь с этим. Когда вы нашли провод, всё что нужно – подключиться к нему не разрывая его то есть по сути – разветвить. Есть такая штука специалньая, называется “разветвитель” кажется:
Смысл в том что к неё вдевается 2 провода – старый и конец нового. После этого пассатижами вы её зажимаете, вставляя металлический ножичек и он остаётся внутри, соединяя 2 провода. И последним шагом вы захлопываете хвост чтобы оно не открылось. Удобно, но по идее их надо подбирать под толщину провода.
Если вы человек с опытом, можно также вынуть клемму из разъёма, подмотать / подпаять к ней свой провод, подключить её обратно. Альтернативное решение, если вы закупили термоусадки/изоленты, разветвитель не нашли и вообще в душе варвар:
Само собой вы повреждаете изоляцию родной проводки. Так делать нежелательно, в старой технике доставляет боль разгребать такие “внедрения”.
Шаг 4
После того, как мы получили наш “идеальный” плюс, нам его нужно подключить к потребителям. Потребители могут быть самые разные:
- дополнительный свет
- музыка
- зарядное устройство
- видеорегистратор
И прочее и прочее и прочее. Принцип по сути везде одинаковый, но из-за того что я рисовал свою схему раньше у меня будет чуть сложнее чем надо. В целом порядок подключения такой – к нашему оранжевому плюсу мы подключаем один контакт кнопки, второй контакт кнопки мы подключаем к самому потребителю (к примеру – прикуриватель), а минус потребителя (на нашей схеме – зелёный) – либо к общему минусу, либо на минус АКБ, либо на раму. Дополнительно я бы рекомендовал ставить перед кнопкой отдельный предохранитель (у курьякунов он почему-то после кнопки, на схеме соответственно тоже) каждому потребителю. А то будет обидно если ночью в дождь из-за того что залило прикуриватель у вас сдохнет дополнительный свет. Интересные коробочки можно найти на AliExress, некоторые из них уже имеют всю разводку для подключения и даже индикацию того что предохранитель умер.
О предохранителях – как правило у устройств есть заявленные данные, в том числе и о потребляемом токе. Так, если у вас зарядное устройство жрёт до 1 Ампера, ну и поставьте ему предохранитель на чуть больше (по моему они идут 1 2 5 10 15 и т.п.). А общий на всё – исходя из суммы всех отдельных.
То есть если вы знаете что у вас свет ест 5 Ампер, зарядное для мобильника 1А и навигатор ещё 1А то вы легко поймёте, что всё вместе это больше 7 ампер есть не может и тот самый первый предохранитель достаточно поставить 10А.
Чтобы подключить потребителей, если кнопок у вас ещё нет, нам могут пригодиться:
Последний момент – у меня на схеме крестик в кружке – зарядное устройство. Поскольку я немного паранойик и решил подстраховаться, товарищ мне собрал стабилизатор напряжения на основе LM317 и когда я объяснял это в прошлый раз, я и дорисовал его туда. Это не обязательный элемент.
Шаг 5
Если потребителей несколько – возникает вопрос, как разделить 1 провод на несколько? Или, в случае с минусом, как собрать несколько проводов в 1. Кроме той штуковины с предохранителями, о которой я говорил в шаге с замком, есть ещё штука под названием клеммник. В частности, я нашёл весьма удобными клеммники Wago хотя они под 220.
Открыли, вставили зачищенный (и скрученный, если он многожильный) провод, закрыли. Но вариант с колодкой предохранителей оказался всё же эстетически лучше.
Вот в общем-то и всё. По результатам этой работы у нас получится что при включении зажигания реле откроется, пропуская ток дальше. А при включении кнопки – цепь откроется полностью, пропуская ток на потребитель. В то же время если у вас есть что-то, работающее постоянно (к примеру видеорегистратор) кнопку ему можно не ставить – замок и реле выполнят всю работу. Так сделано и у меня на Shadow Sabre.