| |

Дополнительный свет на мотоцикл

Так вышло, что я рассказал про подВолоколамский трип, но не рассказал про установку фар – а стоило бы.

Волею случая достались мне летом фары диодные ненаправленные, но куда лучше чем мои “фонарики” (привет, Aliexpress!). Фонарики тоже удалось успешно пристроить аккурат за ту сумму, за которую я взял новые, а значит решено – буду ставить. Поскольку я пропагандирую концепцию “не будь на дороге чудаком“, светить этими весьма неслабыми огоньками всем подряд я не буду, так что задача усложняется. Итак, цель: “Дополнительный свет должен включаться от любого из двух источников – включение дальнего или отдельная кнопка”. Вот исходя из этого и будем работать – может кому ещё пригодится такая схема. А пока – распаковка!

Про 1,5 Ампера правда, про 10 градусов враньё. Как видно по фоткам, фары снабжены замечательным креплением… к болту. Но не к дуге. Но у Вашего покорного слуги конечно уже есть решение. Идём в сантехнику на рынок и покупаем хомуты, что затягиваются болтом. Кто-то скажет мне что это попахивает колхозом, но такой хомут стоит 50 рублей, а специальный хромучий быстрым поиском – 800 рублей. Думаю вряд-ли найду дешевле чем 400 за пару, так что пока пойдёт. Нахожу в гараже шайбы, собираю:

Изолента хорошо помогает против скольжения, а излишки можно и обрезать. Зато дуга останется целой. А вот со второй так повторить не вышло – кончились шайбы. Неизвестно зачем, но в рамке фары стоят ограничители. Придётся сточить шайбу.. как родная:

Ну и повторяем установку второй фары. Теперь сложный момент – электрика. Давайте я сразу дам некое подобие схемы а потом вместе разберёмся, что к чему. Уважаемые электрики, чукча не ваш, чукча не электрик. Какие обозначения нашёл такие и взял, ибо сам дурак в электрике и пишу для таких же как я:

Чтобы проще понимать схему, представьте что это детский лабиринт, а вам нужно добраться от плюса к минусу =)

Итак, наш ток идёт от плюса АКБ и доходит до разветвления.

Вариант 1: ток уходит влево и доходит до кнопки. Если замкнуть кнопку, ток пойдёт в коробочку WAGO (которая тупо соединяет 4 провода), но и по проводу в сторону реле. Правда в реле его ждёт облом в виде разомкнутого выключателя так что всё норм. Вот такие клеммники:

И реле.

Колодка докупается отдельно – очень удобная штука.

Вариант 2: ток уходит влево и доходит до реле. Чтобы выключатель замкнулся, нужно подать ток в правую половину реле – там где спиралька. Так работает обычное 4-контактное реле и спиралька кушает очень мало, так что мне нужно найти такой провод, где появляется питание при включении дальнего. Вооружаюсь тестером, включаю либо в замер напряжения либо в пищалку и тыкаю чёрный щуп на минус АКБ а красный – в провода фишек. Нашёл. Чтобы не портить родную проводку, засовываю в фишку иголку и отжимаю стопор (фоток нет, там такой язычок – фишка полупрозрачная и видно где его стопорит), Приматываю провод прямо к клемме фишки, термоусадка и на место:

Как будто так и было. Ну а минус контрольной пары у реле (это 2 контакта “спиральки”) можно просто отправить в общий минус или на массу или на минус АКБ. Я все минусы соберу во втором клеммнике WAGO для удобства.

Вариант 3: включена И кнопка И дальний. Ток идёт по обоим цепям одновременно. Просто представьте что у нас в одном месте у цепи 2 провода вместо одного. Ну или в случае с лабиринтом – 2 параллельных коридора что ведут в одно и то же место))

Ну а дальше всё ещё проще – оба источника питания (через кнопку и через реле) собираются вместе с 2 фарами в клеммнике где всё замкнуто, дальше ток бежит через фары (которые подсоединены параллельно – так они каждая жрут по 12 вольт, а ток потребления суммируется. Если включить последовательно то получите только по 6 вольт на каждую.. не очень надо), дальше опять собираем все провода в клеммник и общий минус – в акум.

Вроде не так уж и сложно…

Конечный результат выглядит вот так:

И свет для сравнения:

Выглядит страшно, но на самом деле головной свет отсаётся видно. Они “слепят” по глазам, засвечивают на дальней дистанции всё светоотражающее (например знаки) и на ближней высвечивают дорогу. ИМХО хороший вариант ТОЛЬКО для дороги, где нет фонарей и встречных машин. Ни в коем случае не пользуйтесь такими фарами в городе ночью, разве что для предотвращения ДТП – собственно потому они у меня и зацеплены на дальний – чтобы если что “моргнуть” кому-то.

Из опыта – на абсолютно неосвещённой и пустой дороге превращает ночь.. ну не в день конечно, но весьма близко. В случае появления встречки встречка охренеет и пойдёт на таран. Однако в пути обратно с моря я их всё же использовал – повернул в землю. Так я хорошо видел дорогу, а мне никто не моргал дальним со встречки.

После установки  мне упорно не давал покоя один момент – клеммы для подключения у меня откровенно поганые. Судите сами – пластиковая изоляция держится кое-как и может слететь (но снять её непросто. Тут дело в том что надо спец-инструментом пользоваться, а у меня его нет). Защиты от расстёгивания – тоже никакой. Ну хоть полярность не перепутаю)

В своё время я заказал с китая вот такие разъёмы. Ну, я почему-то думал что они маленькие и лишние дырки можно просто взять и заткнуть. Картинка покажет как я ошибся:

Плюс контакты внутри болтались абы как и ну совершенно не хотели соединяться. Впрочем, оказалось что это я дурак и делал всё не так. Специально для тех, кто захочет такие купить, даю вам решение этой проблемы и одновременно инструкцию, как их правильно собрать. Да, они разобранные приходят и это логично.

Само собой после того как я по этой инструкции собрал одну 4-контактную фишку я понял что не всё потеряно, только надо на 2 контакта заказать чтобы не такие здоровые были. Сказано – сделано и вот через месяц они мне приходят, а я несусь в гараж – КОЛХОЗИТЬ!

Дам маленькое отступление – изначально эти разъёмы делала какая-то буржуйская фирма, они по моему даже сертифицированы по стандарту IP67 (полная пылезащита, погружения под воду до 0,5 метра до получаса), но то – оригинал. И, также как и с клеммами WAGO разработка ушла “в народ” благо несложная и китайцы давно уже клепают их как семки. Понятное дело что качество хуже, процент брака выше, но, блин, 10 штук за 200 рублей. Даже если 1 будет бракованный, я как-то переживу.

Итак, порядок работы достаточно прост:

  • Надеваем на провод резинку толстой стороной вперёд
  • Зачищаем провода. Миллиметров 5-6 будет достаточно. Двигаем резинку так, чтобы конец изоляции совпадал с концом резинки
  • Кладём провод в клемму (железячку) так, чтобы резинка оказалась там где большие лапки. Зажим с резинкой хуже и её иногда повреждает при обжатии – я перестал её обжимать. Жилы окажутся там где маленькие. Прикиньте заранее, с какой стороны у вас “папа” а с какой “мама” и выбирайте клеммы по разъёму.
  • Зажимаем сперва большие, закрепляя изоляцию, затем маленькие, закрепляя жилы. Сделать это можно специальной обжимкой (от 200р. на рынке) или пассатижами. Если есть выбор пассатиж, лучше взять тонкогубцы – с ними удобней.
  • Повторяем с оставшимся/оставшимися проводами
  • Проверяем что красная фиксирующая пластина не установлена. Если она внутри – вынимайте.
  • Вставляем обжатые клеммы в пластик как показано на всё той же картинке. Если вам нужен определённый порядок, каналы для клемм подписаны цифрами 1-2-3 – не перепутаете. Если у вас 2 провода в общей оплётке и разделены они только в самом конце – вставляйте оба сразу чтобы избежать перегиба.
  • Вставляем красную фиксирующую пластинку. Без неё они будут болтаться. Повторяем для ответной стороны.

Что в итоге? Погружение под воду проверять само собой не буду, но выглядит надёжно и солидно. Посмотрим, как они поведут себя в будущем, но пока у меня нет никаких претензий. Надеюсь я написал понятно и вы не будете как мой знакомый соединять напрямую, а воспользуетесь хорошими соединительными фишками.


Публиковалось: Пикабу, 2016

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.