|

Правило трёх в диагностике мотоцикла

Недавнее обсуждение на профильном форуме с чуваком с ником bikoonin вскрыло очередной вопрос, который казался мне очевидным, но вот человек, как сам сказал, “лоханулся”. Поговорим о правиле трёх!

Итак, каковы возможности и границы применения такой штуки для головы? “Оно само”. “Я ничего не делал”. Эти фразы ненавидят любые IT-шники, но именно они-то нам и нужны. То есть подходящая ситуация это если вы сам ничего не меняли. Не трогали карб или инжектор, не давали мотоцикл в сервис и т.п. Говорить о том, почему двигатель работает можно долго, но ключевых составляющих всего 3. Бензин, воздух, искра. Неожиданно, да?)

Я не претендую на истину в последней инстанции и не смогу научить вас моментально определять поломку – сам не умею. Понятно что причин неисправности может быть много, но эти 3- базовые.

Бензин

Бензин на своём пути проходит целую кучу всяких разных деталей. Это и крантик, и фильтр, и карб, и впускной канал и клапан/клапаны. У инжектора похоже, но добавляется также насос высокого давления и форсунки.

Когда случается проблема?

– Неожиданно, на дороге или почти сразу после отправления в путь. Мотоцикл начинает терять мощность и глохнет.

Симптомы?

– Стартер крутит как обычно, но двигатель не схватывает или изредка схватывает но не заводится

Чё делать?

Первое и главное – проверьте, есть ли у вас бензин. Удивительно, но многие люди могут грешить на всё что угодно, но не на кончившийся бензин, особенно если “рассчитывали” что он кончится позже. Тем обидней будет, когда ошибка обнаружена. Если бензин в баке есть, проверьте заодно краник и пока хватит. Потому что дальше можно достаточно долго заниматься тем, что проверять последовательно:

– бензин течёт из краника/насоса (закрыли краник/выключили двигатель если насос -> отсоединили топливный шланг -> на короткое время открыли/попытались завести)

– бензин поступает в карбюратор (у всех карбов есть сливной болт, если его открутить то должен политься бензин)

– бензин поступает в цилиндр (если отсоединить от свечи провод то бензин должен её намочить потому что искрообразования не будет – но это надо иметь инструмент для выкручивания свечи – её не только надо осмотреть но и придётся сушить)

Искра

Искрообразование странный предмет. Перед дождём было, а после – нет 😀 И в этой шутке лишь доля шутки – как и с любым прибором, работающим от электричества, вся система боится всего 2 вещей:

– контакта там, где быть не должно (короткое замыкание)

– отсутствия контакта там, где он быть должен (нет искры)

Когда случается проблема?

– внезапно

– во время / после дождя

В первом случае может быть отсоединена клемма к примеру от катушки (от вибрации или тряски), мог истереться провод или выйти из строя свеча или колпачок

Во втором – скорее всего виновато короткое замыкание от воды

Симптомы?

– двигатель глохнет как будто выключили ключом

– двигатель не заводится и даже не схватывает.

Чё делать?

Высокое напряжение больно дерётся – не стоит трогать металлические части этой системы во время работы двигателя.

Первый вариант попроще – проверьте, что прочая электрика работает, ведь сгоревший предохранитель или перетершийся провод может блокировать зажигание. Заодно посмотрите предохренитель – тот что отвечает за зажигание или все, если не знаете какой из них нужен. Перемычки внутри должны быть целы.

Дальше – выкрутить свечу, подключить её обратно к проводу, взявшись за изоляцию прислонить кончик свечи к массе (металлическая рама, неокрашенная часть или болт в раме) коротко крутануть стартером и пытаться разглядеть искру. Должна быть слабо видна даже при свете дня (не на солнце) и быть голубого цвета. Жёлтая – нехорошо, надо разбираться, но чаще всего не причина. Ничего нет или если свеча влажная – есть проблемы с образованием искры.

Проверьте контакты на катушку (такой цилиндрик, куда уходит провод от свечи), сам провод на отсутствие повреждений а колпачок – на наличие металлической начинки внутри.

Воздух

Нужен как воздух 😀 Случается реже всего, поэтому и проверяем последним. Разве что для эндуро это актуально чуть ли не в первую очередь, но тут я думаю и без меня люди догадаются что если мотоцикл по уши в грязи, то от неё нужно отчищать.

Когда случается проблема?

– при длительных поездках при большой влажности или в дождь

– при длительных поездках по грязи

– во время цветения тополей или при езде по одуванчикам XD

словом, когда в воздухе много не-воздуха

Симптомы?

– двигатель начинает работать хуже и хуже, пока не прекращает совсем

– вынутая свеча чёрного или неравномерного с чёрным цвета, может быть и влажной если воздуха поступает настолько мало что смесь не сгорает совсем

Чё делать?

Проверять в первую очередь воздушный фильтр – бумажные фильтры мокнут от воды и перестают пропускать воздух как положено, грязь могла забить воздухозаборное отверстие, пух тоже не способствует хорошему “дыханию” двигателя.

Ну а дальше по ситуации – нужно отчистить фильтр и вернуть ему возможность пропускать воздух.

Пример из жизни

Случилась как-то у меня ситуация, когда я по незнанию мопед толкал 10 километров до дома ночью. Правда это было в городе, что хорошо. Но в Москве т.е. куча холмов – что плохо. А дело было так. Договорился я на скутер-форуме что человек мне настроит карбюратор – мой тогда ещё скутер плохо тянул в горку (не больше 30, хотя по прямой 50+) и “мастер” убедил меня что дело в карбе.

Я приехал на смотру. В 2010м там ещё собирались скутеристы. Нашёлся с этим товарищем, он мне что-то покрутил в карбе и спустя полчаса уехал. Я при нём сразу проверил – мопед ездил туда-сюда по тротуару, разгон непонятно стал бодрее или нет. Пока я придумывал где бы поездить, он уехал.

Когда я надумал, завёл и поехал, при попытке поддать газу мотор внезапно стал захлёбываться а потом и заглох. Было это в 9 вечера. Дальше, совместно с местными “мастерами” мы пытались диагностировать поломку. Несколько раз мне “сушили” свечу, хотя она не выглядела мокрой. Искрутили единственный болт на карбе туда и сюда. Проверили и искру и наличие бензина в баке – бензин был в баке. Ну ничего не помогло. В 11 я принимаю мужественное решение – толкать. С чем и ухожу. Через 3,5 часа я дотолкался до гаража, по пути домой попал под короткий дождь и завалился спать.

На следующий день при повторном осмотре злосчастного мопеда я обнаружил таинственный шланг, свисающий в никуда. Справедливо предположив что конечно могут быть шланги слива и вентиляции, но вдруг это не он, я начал искать – куда его можно присоединить. И нашёл чистый сосок в корпусе. Присоединил, потыркал, завёл.

А теперь – что на самом деле произошло.

Карб на моём мопеде стоял Mikuni и регулировки смеси там нет – так что “мастер” крутил холостой ход.

На моём мопеде стоял не бензонасос, а автоматический вакуумный крантик, который срабатывал каждый раз как в картере было разряжение. Вот шланг разряжения этот “мастер” и умудрился отключить.

Никто из местных “мастеров” не ушёл в размышлениях дальше бензина в баке – то что свеча не выглядит мокрой заметил похоже только я, хотя тогда не знал – что это значит.

Вот так незнание “правила трёх” и неумение провести диагностику на самом слабом уровне заставило меня толкать мопед 10 км.

Была и обратная ситуация – поехали с товарищем на озеро. Я заправился у себя на районе, он у себя. По полбака. Приехали на место, попрыгав по кочкам, разложили всё. Он собрался в магаз, а мотоцикл не заводится. Точнее вроде пытается схватывать, но никак. Начали проверять – бензин в баке есть, в цилиндр тоже поступает (ставим вместо свечи палец и крутим стартер)). Искра есть, но свечи мокрые – то есть их заливает, не поджигается смесь. А искра нормальная. Воздух тоже нормально. Что-то не так со смесью?

Отлили бензина из бака, а он на вид бледнее по цвету чем обычный и пахнет слабо. Похоже человеку залили какой-то гадости вместо бензина. Слили бензин с карба, с бензобака его в бутылочку, с меня пол литра, залили ему. Покрутил-завёлся.

Вот так незначительные знания об устройстве своего коня помогают вернуть его к жизни. Не стесняйтесь об этом знать дабы не остаться в дураках.


Публиковалось: Пикабу 24.05.2016

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.