| |

МР#30: Почему мотоцикл не видят?

Для начала, что же происходит в кадре? В кадре происходят BMW R1100R и BMW R1200GS со скоростью 120 км/ч вечером субботы по М4 в сторону Москвы. Разрешенная на этом участке – 110 км/ч. Иными словами, происходит то что обычно происходит на пустой дороге – народ едет “в лимит”. Ничего необычного. Водитель автомобиля впереди хочет перестроиться, замечает первый мотоцикл, пропускает, но не замечает второй. Почему? Это – тема нашей сегодняшней беседы.

Да, конечно, мотоциклы действительно часто возникают “из ниоткуда”, простиснувшись меж машин, но не в этом ролике и поговорить я хочу не о них. И да, ролик выше это далеко не первый пример. Так почему так получается? Потому что мотоцикл маленький? Да, но нет. Первый мотоцикл в заглавном ролике – не больше второго (даже чуть меньше), но водитель его увидел. И сейчас я хочу объяснить, почему. Долго объяснить. Чай готов?

Системы управления.

Вашим организмом управляете вы. Но кто этот “вы”? Если вы случайно коснётесь горячей поверхности – вы отдёрнете руку. Это – рефлекс, мгновенная реакция, врождённая, т.е. она у вас от рождения существует уже. Рефлекс – очень быстрая штука. Вы ещё даже до конца не поняли что произошло, а рука – уже отдёрнулась.

Если вы научились ездить на велосипеде или жонглировать – это рефлекс? Не совсем, это не было нужно для выживания и вы не умели это с рождения. Это – навык. Вы его приобрели. Но вы не думаете, в какое положение нужно поставить руку чтобы поймать яблоко, насколько нужно повернуть руль велосипеда чтобы не завалиться, трогаясь. Вы не делаете это осознанно – но умеете. Более того. Вы задумываетесь, в каком порядке вам нужно выжать сцепление и включить передачу на дороге? В целом – вы знаете, можете вынуть это знание из чертогов разума и ответить. Но если вы не начинающий водитель вы не думаете об этом когда водите. Это всё – навык. Обучение “внутренней обезьяны” механике действий. Когда вы научили её – вы не думаете осознанно над процессом управления как не думаете какой выключатель нажать чтобы включить свет в сортире, им занимается она, та самая обезьяна-навык. Кстати, попытка повернуть на мотоцикле руль от препятствия – тоже навык, только он выработался на малых скоростях площадки, на велосипеде, но мешает на большой скорости.
Возможно эта система и называется иначе, но я буду называть её “навык” в рамках статьи.

Все помнят свой первый выезд в город? 14 Чумная голова, тупняки над всеми действиями которые проще делались на площадке. Всё сложно, и непонятно, хотя вроде бы уже отрабатывалось. Почему? Потому что нет навыка, потому что ваша “внутренняя обезьяна” ещё не обучена и вместо неё работает ваше сознание. Это – разум. И он сейчас занят тем что пытается судорожно обработать весь поступающий поток информации из других машин, разметки, знаков, мелких неровностей асфальта, пешеходов, светофора и бог знает чего ещё. Разум это самая сложная, самая ресурсотребовательная, самая медленная штука из трёх систем. Но разум – даёт потенциально куда более хорошие решения. Вы можете быстро отдёргивать руку каждый раз когда касаетесь оголённого провода – но вас будет бить током, просто не так сильно как если бы вы продолжили держаться. Вы можете наловчиться лавировать между проводами и ценой физических манёвров избегать ударов током, совершая механическую работу. А можете – включить разум, отключить электричество и заизолировать провода.

Бесконечны ли ресурсы разума? Естественно, нет. И чем больше скорость – тем больше нагрузка на разум, и возрастает она ох не линейно. Насколько быстро может бежать человек? Не считая рекордсменов? 25? 30? 40 километров в час? ВЫ ЕДЕТЕ 80! 100! 120! В ходе эволюции нашего биологического вида не было таких скоростей. Разум просто не успевает анализировать всё что вы потенциально успеваете увидеть на этой скорости.

Персонаж Иллидан пробует готовность курицы. Курица не готова.

Лень.

Итак, мы определились с тем, кто же в вашей тушке может принимать решения. Проблема в том что организм – ленивая сволочь. Он хочет копить, но не хочет тратить. Это эволюционно выгодней, запасаться на чёрный день. Да, жирок на пузе это запас на чёрный день, я так всем и говорю. Эволюция, знаете ли. А разум это энергозатратно. Поэтому часть людей уже перелистнули эту статью, потому что нужно вчитываться и размышлять, а смотреть мемасики – проще. И может показаться, что я залез куда-то в дебри человеческого разума, но я уже буквально в двух шагах от сути.

Что делает мозг водителя?

Мозг водителя это мозг человека, и он упрощает, стремясь свести всё к навыку, чтобы исключить ресурсоёмкий разум.  Стирает детали, отбрасывает неважное. Вам не нужна причёска водителя. Вы не запомните ни один госномер. Какое число я написал два абзаца назад? Вся эта информация – выброшена, она не представляет ценности. Что, по вашему, видит водитель при взгляде в зеркало. Думаете, вот так?

Мотоциклист надеется что водитель машины видит через зеркало так
Как на самом деле водитель распознаёт соседей по потоку
Ну или так, в лучшем случае

А знаете, почему? Правильно. Потому что ВСЯ остальная информация ему не нужна. В РФ все обязаны ездить с огонёчками. Фары или ДХО, не важно – суть не меняется.
“один огонёчек” = “два огонёчка слились в один” = “машина очень далеко”
“Два огонёчка близко друг к другу” = “машина далеко”
“Два огонёчка дальше друг от друга” = “машина близко”
“зелёный огонёчек” = “можно ехать”
“красный огонёчек” = “нельзя, опасность”
Да, именно такой примитив. Фары упрощаются до огоньков, габариты автомобиля до прямоугольника, “коробки”, при чём часто “коробки” у которой верх по голове водителя. Помните “мост глупости”? Это – оно. Возможно вы хотите мне возразить. Подумайте, хорошо ли видно хотя бы в сумерках машину без света в зеркале? То-то же.

Опасный или сексуальный (да, Райан?)

Что ещё влияет? Конечно, не огоньками едиными система навыка определяет других участников движения. Большой грузовик заметнее, даже если у него тусклые фары. Малолитражки менее заметны и их чаще “режут” хотя их фары в порядке. Размеры? Да, крупный объект проще заметить. Но не только. Человек лучше распознаёт движение. И размер + движение = хищник нападает / добыча убегает. И то и другое требует внимания с древнейших времён. Потому и работает. То есть нужно быть опасным, чтобы получить приоритет внимания в обработке. Ну или привлекательным, не обязательно сексуально. К примеру, необычным, непонятным. 14, да?)
Кстати о движении и опасности: мигающий зелёный, аварийка, синий мигающий сигнал скорой, синий с красным – полиции, мигание дальним. Всё это – движение+”огоньки” = дополнительное внимание. Но на него в основном монополия у государства =3

Саккады

Более того, из-за особенностей работы зрения, чем меньше объект (или чем быстрее сканирование) тем проще ему не попасть в фокусировку и мозг его не “увидит”, заместив картинкой по своим предположениям о том что он видит. особенно это касается спальных районов – водитель расслабился подъезжая к дому, а тут неожиданный вы.

Исключение по навыку

Вы ещё не забыли телегу что я толкал до того? Самое время её применить посильнее. Мотоцикл – не слишком частый участник дорожного движения. Обращает ли водитель внимания на столбы? На одежду пешеходов? Всё что вне проезжей части и края тротуара вообще исключено из внимания – не нужно. Автомобили упрощены до “коробок”, геометрических параллелепипедов. И если мотоцикл не был отфильтрован саккадами, у него есть второй шанс быть отфильтрованным – здесь. Он – помеха в работе системы навыка, как самолёты для аборигенов, которые не замечали “металлических птиц” пока им специально не показали. Каждую весну водители будто заново “вспоминают” о существовании мотоциклов. Фильтры, фильтры, фильтры. Всё – для того чтобы не нужно было включать мозг, чтобы хватило того что я назвал “навыком”.

А при чём тут мотоцикл?

А мотоцикл разом страдает от всего этого. Смотрите сами:
‣ “огонёчки” – да, ещё как. Огонёчек один, его могут причислить к другой машине возле него, к “два огонька далеко слились в один” или к “машина с одной фарой”. Хуже того – две фары, расстоянеие между котоырми растёт = машина приближается. Как определить что приближается мотоцикл?
• “фильтр по размеру” – тоже актуально. Маленький, значит неопасный.
• вероятность выпасть из сканирования и быть отфильтрованным? Да, в том числе как по зрению так и по опасности
• вы заметили что первый маркер списка был треугольным?) Что, и то что на глушителе написано запомнили?
• динамика. Мотоцикл более динамичен и не всегда стоит этим пользоваться потому что вкупе с остальными пунктами вы собираете гроб-рояль.
И всё это работает днём, работает ночью, работает всегда.

И что делать мотоциклисту?

Это очевидно. Пока мы не можем повлиять на навык водителей автомобилей, нужно заставить включить разум. И наши козыри невелики:
• опасность
• привлекательность
• движение
• фонарики

С опасностью вариантов немного и безопасными они не являются, но люди действительно убираются с дороги если мотоцикл проталкивается активно или опасно на вид качается в полосе. Оставим этот вариант тем кому “надо” но “не надо” и они хотят продираться быстро, но готовы стоять ждать ДПС или лечить повреждения тела. Точно не мой вариант.

Привлекательность. Тут интересней – необычный цвет мотоцикла, необычный прикид, необычный мотоцикл, да даже банальный яркий жилет – повышают заметность. Вероятно, вы заметили 14 именно потому что эта цифра торчала в тексте обособленно. Да, катать в жилете “рабочего” не выглядит крутым и пафосным, но всегда можно купить яркую экипировку, а жилет – добавлять для трассы.

Движение. Тут вариантов много, может всё и не вспомню. Не зависайте на одном месте относительно машины – опередите её или подотстаньте. Периодически меняйте колею. Не бойтесь покачать мотоциклом если машина впереди вас не видит. Двигайте свою фару. Двигайте её так как не может двигаться фара машины. Тогда вы заставите мозг водителя подключить разум для решения проблемы того что мозг видит.

Треугольник света
Ну и, наконец, самый важный, на мой взгляд, момент. Это та самая причина, почему в первом ролике мотоцикл передо мной проехал, а я – нет. Это – треугольник света. Настало время объяснить, что это и почему это – наш козырной король.

от что такое треугольник света. Фара мотоцикла и два дневных ходовых огня (не фонари типа spot что слепят встречку! ходовых огня или фары со светотеневой границей) образуют треугольник. И чем шире расставлены ДХО, тем больше сам треугольник, тем позже он сольётся в одно световое пятно, тем раньше начнётся распознавание вас – как объекта. А теперь считайте сами:
1. Мы “чиним” проблему определения скорости приближения.
2. Вытекает из первого – теперь у нас есть “движение”.
3. Больше света = больше заметности.
4. Навык водителя определяет 2 ДХО как фары/туманки, но получает “сбой” в виде фары в “лобовом стекле” или “над машиной”. Это ошибка, разум, на помощь! И вуаля, водитель видит мотоцикл!

И это именно та причина, почему машина перестала перестраиваться перед первым мотоциклом – и продолжила в меня. У него были 2 ДХО и треугольник света, а у меня – нет.

Что посоветовать автомобилисту? БОЙТЕСЬ! Не нас, мотоциклистов, конечно же. Ха-ха. Бойтесь того что одна фара – это одна фара машины, и вы не знаете какая. Заставьте разум работать, проверять, что именно видят глаза.

Плохие решения

И отдельно пару слов о решениях, работу которых я считаю спорной и применять не согласен и не рекомендую. Это не значит, что они однозначно не работают. Это значит, что они могут сработать, а могут и нет или даже сделать хуже.

Дальний свет / слепящий допсвет

Конечно, дальний свет ярче чем ближней. Ярче = заметней, подумаете вы. И это так.. но проблема в том, что даже днём если не совсем ярко и солнечно, вы превратитесь в яркую точку. А вот насколько она далеко – будет не определить. Отдельный привет любителям превратить мотоцикл в НЛО с электросваркой, что особенно доставляет ночью. Допсвет с СТГ работает и как освещение, вы же ночью либо будете его выключать, либо будете слепить встречку. Не хорошо ни то, ни другое.

Для попутных весь ваш свет сливается в один большой свет. Вас не видно вообще. Не видно ваши маневры. Не удивляйтесь если захотите пойти на обгон, а вас подрежут или авто сместится на вас. Вас нет на дороге! Сзади далеко какой-то неадекват на грузовике или жигуле едет, а мотоциклистов нет!

Mikhail

Прямоток

Буквально каждый владелец прямотока, находящегося за гранью разрешённых децибел, с пеной у рта готов доказывать, что его прямоток слышат, расступаются – и поэтому он хорош. Так в чём проблема?

  1. А слышат ли? Шумоизоляция в машинах хороша, у нас достаточно любителей навалить музыки, внимание в телефоне, а у пешехода наушники с крутым шумодавом. Может они вас и услышат, но поздно.
  2. А вы слышите? Ближе всего к громкому прямотоку – водитель. Услышите ли вы лёгкий свист шин на сработавшем АБС водителя что догоняет вас в жопу потому что слишком поздно вас увидел?
  3. Слышат ≠ видят. Звучит как бред, но услышавший прямоток водитель глядит в зеркало, видит мотоцикл и.. перестраивается в вас. Потому что увидел он мотоцикл в соседнем междурядье. Упс.

А главное, все эти моменты создают иллюзию безопасностиВы аки Моисей раздвигаете презренные коробки, глупые кегли разбегаются в стороны а девчонки взвизгивают когда вы дёргаете газ. А потом наступает 1, 2 или 3, магия развеивается, мотоцикл (хорошо если не вы) повреждён а вы в недоумении и ярости – как так, как вас могли не заметить?! Могли. Это вы в себя поверили.

И это не считая таких банальных вещей, как то что вас ненавидят за этот самый прямоток там, где вы паркуетесь регулярно. И в какой-то момент вы можете обнаружить свой мотоцикл вот в таком виде:

рояль облили краской


Если вы ещё не пресытились пищей для размышлений, не могу не упомянуть ролик, послуживший мне существенным источником идей для текста:

Канал FortNine, перевод: Голос Бездока

Публиковалось:

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.