Мотоциклисты против автомобилистов
Предупреждение: нижеприведённый текст вероятно расходится с вашим мнением по как минимум 1му пункту. Во избежание недоразумений читать не рекомендуется никому. И да, по большому счёту это моё мнение по куче вопросов на мото-авто конфликт, просто мне надоело перепечатывать каждый раз одно и то же людям. И да, красивых картиночек тут особо не будет. А будет тупо разбор попунктово.
0. Хруст или мотоциклист. ПДД или здравый смысл?
Я сперва начал писать текст но понял, что без этого пункта ну просто не обойтись. Итак, моё определение и до конца поста я буду его придерживаться.
Хруст – владелец мотоцикла, которому плевать на мнение и комфорт окружающих ради личной выгоды. Личная выгода – получение адреналина, например. Или удовлетворение ЧСВ.
Байкер – владелец мотоцикла, который уважает других участников движения, жителей города и старается не создавать неприятных ситуаций в любых их проявлениях, или же свести их к минимуму.
Действия по ПДД – те действия, которые не противоречат букве ПДД. Здравый смысл оставим за кадром.
Здравый смысл – поведение, не всегда предписанное ПДД (а иногда даже запрещённое его буквой), но имеющие свои резоны безопасности.
1. Скорость.
Ваш покорный слуга является владельцем мотоцикла с двигателем 1,1 литра, имеющим 67 лошадиных сил, разгонящимся от 0 до сотни за 7 секунд и имеющим максимальную скорость ~190 км/ч. И вот вам первое откровение: я понятия не имею, зачем у меня спрашивают эти данные. Это гоночный болид? Это важно? Не субъективные ощущения о том удобно ли мне опередить например фуру на трассе, а именно цифры. У меня вообще крузер (типа чоппера, ага), с кем я должен письками меряться?
К чему я веду? Не надо быть семи пядей во лбу чтобы это понять – ТТХ мотоцикла важны на треке, не в городе. Таким образом, легко понять, как стать хрустом, а как – байкером. Однако не забывайте, что не всегда сам факт нарушения предписаний ПДД по скорости делает байкера хрустом. Москва, к примеру, при первой же возможности едет +20 к разрешённому максимуму. И ехать по ПДД – значит быть самым медленным участником дорожного движения и образовать вокруг себя облако перестроений. Ну и замедлить таким образом движение и помножить количество потенциально опасных ситуаций.
Что такое облако перестроений? Представьте себе дрогу, имеющую по 2 полосы в каждом направлении. По правой со скоростью 20 км/ч едет поливалка. Разрешённая – 60. Будет ли поток ехать 60? Не будет. Потому что перед этой поливалкой весь правый ряд будет во первых снижать скорость, во вторых – встраиваться в левый.
Три четверти мотоаварий: это столкновения мотоцикла с автомобилем. И мотофорумы полны жалобами на водителей авто. Водятлы не видят мотоцикл, не уступают дорогу, поворачивают налево неожиданно, внезапно перестраиваются и т.д. Ну то есть, ведут себя как обычно.
Юрий Ярков
А когда смотришь мотоаварии на ютубе, поражаешься: ну куда же вы так несетесь, мотобратья? Ну ладно, пустой МКАД или ночная трешка. Но по жилой улице зачем? Через перекресток зачем?
Мимо станции метро, с вечной движухой из маршруток, таксистов и перебегающих пешеходов?
Реально, вместе с договором купли-продажи мотоцикла некоторым нужно вручать жетон хруста, а также удостоверение долбоеба и мудака.
Высокая скорость во-первых сама по себе порождает опасную ситуацию, во-вторых не оставляет времени, чтобы выбраться из этой ситуации живым
Подытожим: гонять – хруст. Ехать с незначительным нарушением скорости, но в потоке – нормально по здравому смыслу но ненормально по ПДД. Ехать по букве ПДД – не совсем здорово с точки зрения безопасности, как ни странно.
2. Шум
Вторая популярная претензия к мото-сообществу. Во первых давайте разберёмся, о каком шуме речь.
1. Шум мотоцикла сам по себе. Даже если на мотоцикле стоит полностью стоковый выхлоп, он будет громче чем автомобиль. Неожиданно? Дело в том, что мотор мотоцикла не прикрыт корпусом, как у машины. Обороты часто выше, размер и длина выхлопной системы – меньше.
2. Шум мотоцикла с нормальным прямотоком. В зависимости от этого самого прямотока до терпимого и почти сравнимого со стоком до умопомрачительно громкого. Не самая приятная вещь ночью.
3. Водосток т.е. самопальный прямоток или отсутствие глушащей части вовсе. Помимо запредельного уровня шума этот звук как правило ещё и более мерзкий – нет элементов, глушащих часть частот. А у двухтактников от такого ещё и не стоит двигатель работает не как надо.
А самое весёлое, что прямоток по большому счёту не нужен. Мда, если я был не прав только для автомобилистов, теперь буду неправ и для мотоциклистов. Аргументы тут.
Спустя полтора сезона я так и не смог найти родной выхлоп, хотя ночью я не езжу, а по двору еду с минимальной возможной скоростью на 2й передаче потому что так тише.
3. Передвижение в условиях города
Ну вот мы и добрались до камня преткновения. Тема настолько обширна, что я её разобью на несколько кусков
Когда поток движется. Одно из самых популярных объяснений по такому движению – что двигаться между рядами необходимо. Объясняется это так. Однако за большим количеством текста автор забывает об одной из ключевых деталей. То что автомобилисты могут видеть не значит что они замечают. Действительно, вне зависимости от желания мотоциклистов и отсутствия такового запрета в ПДД автолюбители привыкли к простому правилу: одно ТС на полосе. Исключение – плотные заторы. А в случае, если как в статье по ссылке мото будет ехать между рядами и чуть быстрее потока, будет сразу 2 проблемы: 1) Он будет постоянно находиться в мёртвых зонах то 1го то другого участника движения, абсолютно без гарантий того что его заметят. 2) Если поток и так движется с нарушением ПДД на границе штрафного порога, он за него заходит.
Но в остальном автор статьи прав – двигаться в колее хорошее решение – во первых мы не шныряем между машин и не делаем лишних телодвижений, за которыми должны следить все рядом т.е. не напрягаем других водителей. Во вторых – даже в случае перестроения автомобился в нас – мы можем уйти в междурядье или спугнуть его обратно или как минимум предупредить.
Посудите сами:
“Водитель машины, который все время едет на 20% быстрее остального потока — это шашечник. А шашечники — мудаки. Почему с байкерами должно быть иначе? На форумах объясняют, что если ты едешь быстрее потока, то можно меньше заботиться о дорожной ситуации. Типа достаточно контролировать только те машины, что впереди тебя. Да как бы не так! Это когда ты едешь в потоке в своей полосе со скоростью полосы — вот тогда ты действительно можешь расслабиться и посматривать за обстановкой впереди. В сферических идеальных условиях, когда поток машин едет и не дергается, можно все время обгонять машины и не париться. Но в реальности этот поток постоянно перемешивается. А сзади вас догоняют и обгоняют такие же шашечники, но уже на четырех колесах. Чтобы опережать поток, нужно перестраиваться и обгонять. А это маневры, с сопутствующими рисками. Тут и возникает типичная ситуация, когда байкера «не видят». Конечно, если он едет быстрее левой полосы на 20%, то насколько он быстрее полосы справа? А насколько он быстрее чувака из средней полосы, который решил перестроиться? Ясен хрен, тебя не увидят, если автомобиль занят своим маневром, а ты едешь быстрее него на 50-80 км/ч! Сами мотоциклисты это понимают. Частое перестроение — признак шашечника. Поэтому они решают обгонять поток без перестроений. Просто едут в междурядье быстрее машин слева и справа. Как будто это выделенная полоса для мотоциклов. Но автомобили-то не в курсе!
Юрий Ярков
Еще аргумент для езды в междурядье: в экстренной ситуации можно оттормозиться и не въехать в зад автомобилю. Логично. Только может дело в соблюдении скорости и дистанции?”
Вот и выходит что с точки зрения и безопасности и взаимного уважения пока поток движется – лучше ехать в полосе.
Когда поток стоит. Тут придётся дать некоторые разъяснения уже для дорогих автолюбителей. Дорогие, представьте себе, что у вас больше нет кондиционера, крыши над головой а мотор находится между ног. А, ещё вы в +30 в куртке. Под солнцем. Кстати если вентилятор начнёт охлаждать радиатор, вы получите не яишенку а турбо-яишенку. Но неужели мотоциклисты такие мазохисты? Конечно нет, но сама по себе компоновка стояния не предполагает. “ладно, это всё здорово но они же сами выбрали, какая моя выгода” – последует вопрос. Отвечу: каждый автомобиль в пробке увеличивает время ожидания всех участников за ним на 10 секунд. Мотоциклисты это люди что сознательно идут на некоторые неудобства чтобы сократить своё время, но невольно сокращают и ваше. Так может дать им ехать?
Но как правильно ехать? Традиционно место между 1 и 2 рядами машин слева выбирают под “междурядье” – там тупо шире полосы а значит больше места. Ехать там с большой скоростью – неправильно. Неправильно во первых с точки зрения безопасности самого пилота – вдруг не справится с управлением, откроется дверь авто или появится пешеход? Во вторых, это нервирует и без того нервных в пробке других водителей. Почему бы не уважать других участников ДД, раз они дают вам проехать? Это же не сложно. Говоря об уважении, рекомендую мотоциклистам забыть о привычке прогазовывать в пробке – помимо того что это раздражает людей и вы можете получить не ту реакцию (“назло не пропущу”), вы можете нечаянно подставить несознательного собрата или подставиться сами в случае, если кто-то едет между 2 и 3 рядами. Это основная причина, по которой не надо там ездить.
Итого, правильное поведение: пока поток едет, едем в полосе вместе с потоком. Когда поток встал – проверяем что можем выехать между рядов и ползём там 20 км/ч. Так вы не пропустите внезапное препятствие, не станете совсем уж неожиданностью для водителей, но сможете двигаться вперёд. Поток поехал – уезжаем обратно в полосу.
Прогазовывать, играть в шашечки междурядьем, носиться с неадекватной моменту скоростью – хруст.
3. “Междурядье” и закон
Со здравым смыслом мы закончили, поговорим о законе. На момент написания текста:
– Движение в 2 ряда по 1 полосе – не запрещено. Есть понятие бокового интервала (9.10), но точных цифр нет так что он считается соблюденным если не было касания. Есть расположение ТС в полосе, но там сказано только о том что ТС ездят вдоль разметки, а вот сколько – не сказано.
– Движение с перестроением между полосами (когда ряды машин стоят вразнобой) – запрещено. Пруф с ходу не могу найти, но смысл в том что в пробке можно менять полосу только для поворота/разворота.
– Движение по линии разметки – запрещено – 9.7 ПДД. При этом движением по линии будет считаться любо движение, если габариты мотоцикла залезли на линию.
4. Невидимость
Немалая часть ДТП с мотоциклом выглядит так: мотоцикл едет по прямой, автомобиль со встречного направления поворачивает налево, удар. Впрочем возможны и другие варианты, например перестроение “в мотоцикл”:
Вообще ситуацию “не видел” можно разделить на несколько вариантов:
не мог увидеть из-за препятствий – мотоцикл выныривает из-за опережения, его закрывал авто и т.п. Тут посоветовать особо нечего.
не видел из-за слепой зоны – вот тут я всё ещё на стороне мотоциклистов – фуры же не сшибают легковушки потому что те у них в мёртвых зонах. Так и водитель легкового авто должен за своими зонами следить. Впрочем это не отменяет и то что нужно стараться не оказаться в такой зоне, как водители легковушек стараются не лазать в мёртвых зонах фур
мотоцикла там быть не должно – это вот как раз та ситуация, о которую ломают копья. Автомобилисты кричат о том что нефиг там лазать, мотоциклисты о том что надо смотреть в зеркала. Я скажу да, да. То есть надо всегда предполагать при манёвре что там может кто-то быть, но и не надо лазать абы как.
5. Мифы
В этом разделе хочется собрать все предрассудки о мото, которые я вижу чаще всего.
5.1. Мотоциклист гнал.
Этот коммент – непременный атрибут почти каждого мото-поста. Эксперты оценивают скорость слёту. При этом любой автолюбитель скажет что скорость мотоцикла определить крайне сложно, поэтому в ДТП почему-то определяют по последствиям. Кувырнулся через машину и упал в метре – стопудняк летел за 100. С 16й секунды:
Внезапно не 100 а 70 (послендие показания что мы видим – 64). Спидометр вам в помощь.
5.2 Мотоциклисты козлы, автомобилисты няшки
Второй из частых и популярных комментов. По умолчанию мотоциклист нарушал, автомобилист – нет. И вообще, это только мотоциклисты ездят между рядами, гоняют и т.п. Сюда же можно добавить “мы бы ни за что так не делали”, “если бы мотоциклисты не летали и ездили по правилам мы бы их видели“
После просмотра задайте себе вопрос – встречали ли вы такое на дорогах. Думаю – да.
Итоги
Не думаю, что кому-то вообще было до всего этого дело, но всё же озвучу:
1. Не надо делать резких манёвров, шнырять меж рядов, гонять. Чем вы предсказуемей, тем безопасней передвижение в целом.
2. Уважение к другим участникам движения – залог уважения к вам. Не надо ускоряться чтобы не дать выехать со второстепенной – лучше перестроиться и дать. Не надо прогазовывать, упаси боже отрывать зеркала, эт вообще клиника.
3. Старайтесь всегда оценивать ситуацию объективно. Потому что чужое мнение в интернете это не страшно, а вот когда участник ДТП врёт против мотоциклиста зная что по умолчанию из-за такого мнения обо всех будут верить ему – уже куда хуже.
4. Держите дистанцию, не обгоняйте справа, не пытайтесь проскочить на желтый — все о чем можно просить водителей авто, относится и байкерам, по моему мнению.
Напоследок, вот такая цитата с драйв2:
Скажу честно, я ненавидел байкеров… Да и не спроста… Они ведь мимо тебя летят на 200 км/ч, их даже в зеркала не видно, творят на дороге всякую дрянь… И как обычно я всех под одну гребенку… Но, на тот момент мне было 18-20 лет, мозгов то не было еще особо, да и сейчас нет наверное)) …
… К маляру то и дело заезжали разные байкеры, и я со многими познакомился, общался, и узнавал много нового, интересно же! И понял одну вещь, еще давно, есть настоящие байкеры, которые пахнет как мужик, ездит как мужик, выглядит как мужик, как Дэнни Трехо, а есть мажоры на спортах, которые только титю мамину и видят, и деньги папы. А есть парни на спортах, но они тоже мужики, которые ездят аккуратно на спортах, и дают волю эмоциям только на трассах, не создавая ни кому помех и опасностей! Наверное поэтому все они до сих пор живы, и все эти нормальные байкеры, ненавидят тех, кто летает в городе 200 км/ч, создает помехи, понтуется, а потом их под фурой находят.
Говорят, они позорят настоящих байкеров, и никаким боком к ним не относятся! Так что если ты купил мотоцикл и одел бандану, это не значит что ты байкер, легко можно провести параллели и с автомобилями… Все так же… Мажоры, понторезы, гонщики, а на деле — никто и ничто… И теперь я стал Уважать настоящих байкеров, и так же не люблю гонщиков…
Спасибо за внимание.
Публиковалось: Пикабу, август 2016