| |

Мотогарнитуры Cardo, Scala Rider, Sena

Статья обновлена: февраль 2024

Мне задают один и тот же вопрос – а как мотоциклисты вообще общаются по телефону, у них же шлем на голове? Отвечу – есть несколько вариантов:

  1. открываем визор, засовываем телефон внутрь, общаемся
  2. запихиваем в уши затычки с микрофоном, надеваем шлем, охреневаем

Шучу, конечно же правильный вариант 3: мото-гарнитура!

Что такое мото-гарнитура?

Очевидно, это гарнитура, то есть устройство для общения по телефону “без рук”. Но только ли это? Да, за исключением ультрабюджетных китайских девайсов практически все остальные производители давным давно превратили эти маленькие пластиковые коробочки в монстров, напичканных функциями. И на примере линейки гарнитур производителя Cardo я покажу, что и как.

Cardo (в народе – Кардó или Скалá по названию предыдущей линейки “Scala Rider”) – фирма, производящая линейку гарнитур с проприетарным способом связи гарнитур друг с другом. То есть вы не звоните по телефону или через Интернет, оно работает похоже на рацию, только с шифрованием канала, шумоподавлением, активацией по голосу и не допускает в разговор случайных людей (если сами не захотите). Cardo это один из лидеров рынка России по мото-гарнитурам и в 2024м году по опросу, проведённому в МотоМоскве это всё ещё самая популярная фирма. Sena не уступает по функционалу, но Cardo зашли на рынок раньше и это всё ещё отзывается в числе гарнитур.

Все функции нормальной мото-гарнитуры мне было бы удобно разделить на 2 категории:


Обязательные:

  • связь по Bluetooth с телефоном / плеером / навигатором
  • возможность подключить 2 устройства Bluetooth
  • связь с другим владельцем той же фирмы
  • голосовое управление, в том числе голосовая активация интеркома
  • шумоподавление во время связи
  • влагозащита

Лакшери:

  • авторегулировка громкости в зависимости от уровня окружающего шума (для мотоцикла с прямотоком практически бесполезна)
  • конференция, то есть связь для больше чем 2 человек
  • Передача музыки пассажиру/водителю
  • DMC – виртуальная сеть, позволяющая увеличить расстояние с 1 / 1,6 км между крайними до 1,6 между каждыми
  • возможность подключать “чужую” гарнитуру в конференцию

Батареи таких устройств в режиме интеркома должно хватать на 10 и более часов болтовни. Даже если ехать на море, можно проговорить весь день, коротая время в дороге.

Градации крутости

Перед вами площадка объявлений. Или даже модели на витрине в магазине. Куда смотреть, что забивать в поиск? Какую не возьми гарнитуру производитель её хвалит. Так в чём разница? Вот вам краткое резюме по модельному ряду Cardo от мамонтов до наших дней:

  • Q1 – странный выбор. Старая модель, конференции нет, передачи музыки нет, DMC нет, голосовое хз. Собственно если у вас Q1 вообще не очень понятно, почему у вас Q1 а не китайская гарнитура, которая стоит в разы дешевле.
  • Q3/G4 – Старая и младшая серия, конференции до 4 человек. DMC тоже нет. Хороший вариант, если вам нужна именно Cardo для конференций и как можно дешевле. Современные китайцы уже догнали а то и перегнали эту пару.
  • Spirit / Spirit HD / Freecom – менее старая или даже актуальная серия. Нужны, если хочется звук получше а связь предполагается с Cardo, но не слишком важна или не хочется платить за удобство.
  • G9/G9x – Старая старшая модель, конференции до 9 человек по цепочке, DMC нет. Продавцы всё ещё пытаются её продать задорого, хотя преимуществ в ней особо нет. G9x – слегка затюненая версия, по большому счёту отличается только тем что туда можно вставить свои наушники
  • SmartPack, Packtalk, PackTalk Bold, Packtalk Slim, Packtalk Bold JBL, PackTalk Black – плюс-минус одна модель по возрастанию цены и новизне. Предыдущее поколение топовых гарнитур Cardo. Самая популярная линейка на вторичке. Если не гнаться за музыкой, рекомендую ловить Smartpack – после обновления он сравнялся по функционалу с PackTalk а стоит обычно ниже. У него меньше размер динамиков. Эти гарнитуры уже умеют в DMC. В переводе с гиковского на русский там проще для вас и стабильней соединение. Если вы часто общаетесь и у друзей Cardo PackTalk – стоит того.
  • Packtalk Edge / Packtalk Neo – последняя на момент написания статьи модель. Умеет всё вообще, стоит соответственно. Актуально, если вы хотите самые последние технологии и максимум функционала.

И в случае с Sena:

  • 20я линейка – старые старшие модели. Аналог G9, годится если вам нужна именно Sena для конференций и как можно дешевле, но я бы всё же докинул на 30ку.
  • 30я линейка – аналог PackTalk, умеют всё современное, в Sena не поскупились на обновление так что 30ка от 50ки отличается только отсутствием быстрой зарядки и разъёмом, стоят дешевле чем актуальные, хороший вариант для б/у
  • 50я линейка – текущий топ, умеет вообще всё
  • Spider – младшая линейка где есть только Mesh (то же что DMC) но нет Bluetooth интеркома. Хороший вариант для пассажирки.

Sena развиваются примерно как Cardo, часть функций так и вовсе непонятно кто у кого подсмотрел. Так, в Cardo G9 была возможность связаться со случайным байкером, если он это включил. Потом эту функцию убрали. Сейчас в Sena можно выбрать преднастроенный канал Mesh и связаться так со случайными людьми. Cardo немного более популярны но не спешат раскатывать новые функции на старые модели, Sena имеют чуть больше вариантов связи с другими фирмами и забавные функции типа “напомнить включить интерком” которые может и не пригодятся вам никогда. Если вы выбираете между этими двумя – смотрите, что у друзей.

И да, если вам кажется что инфы чёт много, то её на деле ещё больше.

Например, что за DMC? А Mesh? А нафиг мне 2, 3, 4 Bluetooth канала? Что за режим «мост»? А «универсальный интерком»? Почему бы не купить китайца?

DMC – режим связи «каждый с каждым по возможности». Как и Mesh, просто разные реализации. Не вдаваясь в техничку, это вы кнопочку один раз нажали и всё, вы на связи. Не надо перезванивать, не надо разбираться кто там в каком порядке звонит. Просто. Кнопочка. И всё. Вот за это мы и платим в общем-то, все эти JBL и Harman Kardon (да да, у Sena кооп с ними) это мишура. Ну а про способы связи это вообще тема отдельной статьи.

Нужна ли мне брендовая гарнитура типа Cardo, Sena?

Главное, что вам нужно решить: будет ли интерком, связь с другими людьми, или нет. И насколько вам важно качество музыки (которое конечно же пострадает на ходу). Если вы хотите общаться только с пассажиром или вообще ни с кем, не нужны вам эти DMC и Mesh, забудьте вообще. Если нужна связь с кем-то ещё, помните: “по умолчанию” гарнитуры умеют связываться только со своей фирмой. С другими – за деньги и не у всех. Поэтому для интеркома лучший вариант это взять фирму, которая у тех, с кем вы хотите общаться. Если у друзей разные фирмы то придётся изучать статью про все способы спаривания гарнитур.

Чё за цены на эти ваши Эджи! Дешевле есть?
Допустим вы хотите взять гарнитуру себе и пассажиру. За что платить 60-80к рублей за комплект-то?! (и это на Авито на февраль 2024, цены у дилеров лучше без валидола не смотреть). Так вот всякие Cardo Packtalk Edge/Neo или 50 серия у Sena это про тот самый пальцегнутый фарш. Если оно вам не надо – и не платите. У Cardo есть линейки Spirit и FreeCom, у Sena есть линейка Spider бюджетная. И тот и другой вариант дешевле, работают внутри популярной фирмы, имеют нормальные динамики для музыки. И на вторичке хватает как старших моделей прошлых поколений типа Sena 30 или Cardo Packtalk / Bold / Bold JBL / Black / Smartpack так и младших моделей. То есть посмотрели что там у друзей-знакомых и взяли той же фирмы, глядишь и пригодится связь. Не на кого смотреть? Выбрали по другому функционалу, да хоть по внешнему виду.

Надо ещё дешевле!
Если бюджет на две гарнитуры меньше 10 тысяч рублей, широко улыбаясь щёлочками глаз в наш тред врывается китайский продавец с Aliexpress. Впрочем и на маркетплейсах они встречаются. Из наиболее часто упоминаемых это FodSports (например M1-S, 7900 р. за 2 штуки) и FreedConn (KY Pro 8100 за 2 штуки). Они не хватают звёзд с неба в качестве музыки – но это можно исправить заменой динамиков. Они не умеют работать с гарнитурами других фирм – ну так мы на этом и экономим, забыли? Отдельно скажу про FreedConn TCOM. Это очень старая модель, в ней можно связать 2 гарнитуры и даже нет шумодава в микрофоне, за что вам непременно скажет спасибо собеседник при звонке. И при цене в 2 тыщи рублей за штуку новьём это было бы всё ещё интересное предложение.. но за 4 тысячи это не интересно. А в паре с проприетарным разъёмом зарядки TCOM не интересен даже на вторичке, где его пытаются продать от 3к рублей и выше.

А в шлем её как запихать?

Шлема есть с подготовкой под встроенную гарнитуру, с подготовкой под гарнитуру и без подготовки. Так что проверьте, что у вас есть куда динамики ставить. Начинаем с того, что “раздеваем” его – снимаем мягкие накладки:

Фотки старые, но подходят. Основной вопрос: если мы возьмём кругляш диаметром 4-5 сантиметров и толщиной в 3-4 миллиметра, нам есть куда его положить?

Вариант, когда нет места
Вариант, когда место предусмотрено производителем шлема

Точно спозиционировать динамики очень важно. Если производитель не предусмотрел – используем комплектные липучки. Чем точнее позиционирование, тем больше низких частот. Чем ближе прилегание к ушам – тем лучше слышно, но не переусердствуйте с накладками – если динамики будут давить в уши – уши будут уставать.

Надевайте и проверяйте. Можно попробовать немного подвигать шлем на голове вперёд-назад и вверх-вниз. Если в каком-то положении слышно лучше – значит надо перемещать динамики точнее.

На фото выше чёрное с болтами – крепёж гарнитуры. Она надевается как прищепка и фиксируется ими. Это один из двух способов. Второй – скотч 3M, так что прикрепить – не проблема. А для некоторых шлемов типа Shoei Neotec 2 продаются адаптеры для крепления Cardo в разъём SRL2 для встроенной гарнитуры. То есть шлем сделан для встройки, а ставим мы туда другую гарнитуру. 3д-печать, она такая. да.

А вот так крепится микрофон. По неизвестным причинам в обоих шлемах HJC уже были липучки возле рта. Очевидно лучше всего располагать микрофон прямо напротив губ или чуть сбоку – иначе вас будет слышно тихо или хуже. Мой опыт показал, что даже в интеграле микрофон “на палке” лучше, чем петличный.

Вариант установки для Cardo SmartPack – тут вместо основы с болтами – прищепка.

Такой вариант установки наушников – нежелателен, можно сорвать динамики при надевании шлема. Чтобы уменьшить шанс этого, нужен подшлемник. Напомню: хороший звук возможен только при точной подстройке положения, а снимания-надевания сдвигают наушники постоянно.

Пару слов об управлении гарнитурой

Управление осуществляется либо голосом либо кнопками. Во времена G9 всё было плохо:

+ прибавить громкость; + долго = следующий трек; – убавить громкость; – долго = предыдущий трек; А = вызвать первый канал по интеркому; А долго = пауза / продолжение; телефон = вызов быстрого набора; телефон долго = включение/выключение; телефон оч.долго = установить Bluetooth-пару

Думаю вы уже догадались, что у меня в телефоне лежала инструкция только чтобы я мог посмотреть все эти комбинации. Поэтому ребята из Cardo сели, подумали да и решили переработать концепцию. Что получилось? Если в G9/G9x у нас было 6 кнопок, то в Packtalk/SmartPack осталось 3, плюс колёсико которое можно крутить или нажимать. Стало:

треугольник = следующий трек; треугольник дважды = предыдущий трек; треугольник долго = пауза. колёсико = громкость; колёсико туда-сюда – приглушить звук.

Но всё это не важно, потому что вы запомните несколько наиболее часто используемых комбинаций, а остальное – настроите через приложение. И это удобно, у Sena приложение есть тоже, а вот у китайцев – пока нет. Зато почти у всех современных гарнитур есть управление ассистентом Goggle / Siri , что позволяет как взять трубку и сказать что всё в порядке но ты за рулём, так и отклонить вызов а голосом набрать СМСку всё с тем же “я за рулем”.

На этом всё, спасибо за внимание.


Публиковалось: (старая версия) Пикабу, 11.10.2016

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.