|

HEX ezCAN – что-то на богатом для мотоциклов

Прежде чем мы окунёмся в мир богатых людей, стоит сказать зачем это всё. Дело в том, что не все мотоциклы такие же простые, как известные многим ИЖ планета (цифра или слово на выбор) или Honda CB400. Мотоциклы неизбежно применяют зарекомендовавшие себя автомобильные решения и одно из таких решений – кан-шина.

На моем мотоцикле, BMW R1200GS K25 2008, есть кан-шина. По ней мозги получают информацию о происходящем в мотоцикле – техничке, нажатии кнопочек всяких и даже об уровне освещенности. То есть в моём случае кнопочки на пульте не включают какое-то реле, они именно кнопочки, они отправляют сигнал в мозги а уже те – включают что-то. Владельцам мотоциклов сходных годов от той же Honda может показаться что тут применяются какие-то заумные технологии, ведь у них в эти годы переключатели это переключатели – либо через них течёт ток на потребитель, либо на реле. На самом деле их мотоциклы умнее чем они думают Honda NT700V (производство от 2006 года), “тот самый V-твин” с инжектором, вполне себе умеет отчитываться через диагностический разъём в спецсофт. При постройте Tiger 955i (производство от 2005 года) в Triumph настолько не парились, что воткнули стандартный автомобильный OBD2 разъём в мотоцикл. У меня он, кстати, тоже есть. Только специальный, круглый BMW-шный. 

Но какое ко всему этому имеет отношение пакет кошачьего корма с верхней картинки? Самое прямое!

Устройство представляет из себя управляющую плату, что подключается к разъёму мотоцикла для допоборудования. Да, у меня, оказывается, и такой есть! Через этот разъём плата получает информацию о происходящем в мотоцикле и может принимать меры. Какие? И это покажу, но сперва с установкой закончим.

Виновник торжества – многопиновый разъём в правой части кадра. Обратите внимание, у него есть ответная часть будто он удлиннитель. Это сделано специально, поскольку плата только читает, писать данные она не пишет. И если у вас уже есть другие аксессуары, эта штука их работе не помешает. 

Глубоко в жопе под сиденьем пассажира спрятан нужный нам разъём, он подключен в заглушку чтобы не пылился. Жёлтый провод раньше исполнял роль контрольного, теперь он мне не нужен. Подключаю ezCAN к мотоциклу, втыкаю вторую часть удлиннителя в заглушку, собираю заднюю часть мотоцикла обратно, пока не забыл что откуда выкручено.

“Всего” пара часов работы с проводами, и набросана основная схема. Естественно, впоследствии всё это будет убрано в гофру, но пока в Москве только днём +8 а ночью ноль или минус, есть время. Ну и пор, наконец, ответить на главный вопрос: 

Что эта хрень делает?

В торце корпуса, прикрытый резинокй, расположен micro-USB разъём. Плата подключается к компьютеру и программируется на выполнение сценариев! При первом запуске потребуется зарегистрироваться на сайте компании для активации ПО. Очевидно, таким образом компания защищается от копий своего изделия. Для работы плате не нужен ни интернет ни компьютер, но что по перенастройке в отсутствие связи с ЮАР – сказать не могу. Да, производитель этой высокотехнологичной HEX – ЮАР.

Перед вами – основное окно программы. Curcuit functions – 4 вывода из платы управления, питанием которых мы будем управлять. Скриншоты я делал в процессе настройки, тыкая разные штуки и пытаясь понять, что они делают. Само собой, реальный конфиг отличается.

Первый пример – красный вывод, все крутилки для него живут между двумя серыми линиями от той что с надписью Auxiliary Lights One и красным кружком и до следующей. Предположим, к этому выводу подключена пара фонарей допсвета. По параметрам на скриншоте эти фонари будут светить вполовину мощности днём и в 20% ночью, если включён ближний. При включении дальнего – включатся на всю мощность. Они будут отключены, пока работает поворотник, не будут стробоскопить при активации гудка, не будут стробоскопить при моргании дальним, будут моргать в противовес аварийки, для них не активирована модуляция и отключён трёх-контактный режим.

Прочитав весь абзац можно понять что это какие-то фонари дальнего света, расположенные близко к поворотникам. Они не должны слепить днём и тем более ночью и будут работать в полную силу только когда включён дальний, при этом они будут работать дополнительными вспышками для аварийки. Всё это – перечисление возможностей конкретного разъёма, у меня сейчас туда подключён дальний, который и работать будет только с дальним, то есть не 50 и 20 а 0 и 0 и вспыхивать с аварийкой не будет.

Модуляция это режим управления питанием который призван компенсировать мерцание диодов на неполной яркости, по крайней мере я это так понимаю. Трёх-контактный режим я не тестировал, согласно инструкции он предназначен для тех фонарей, у которых третий провод – контролирующий. Окошко что вызывается через три точки скрывает частоту строба, интенсивность при работе аварийки, поворотника, регулировку модуляции и задержку начала стробоскопа если бибиканье продолжается.

Устройство имеет ограничения по току, прописанные в инструкции, всего 25 Ампер, 2 силовых разъёма, по 10 Ампер и 2 слабых, кажется по 4 Ампера. Пиковая нагрузка может быть выше. У девайса есть общий флажковый предохранитель от короткого замыкания и внутренние, электронные и настраиваемые предохранители по току. На скриншоте выше видно, что я переставил их в 10, 5, 3 и 2 Ампера. Устройство управляет потребителем через плюс, то есть если у фары 2 плюса что отдельно питают разные её части – соединять минусы не нужно.

Вариантов подключения допоборудования – прилично. К конкретному разъёму можно подключить обе фары, или только одну. Заняв 2 разъёма 2 фонарями сможем выключать только тот, что возле конкретного поворотника, например. Ну как в тачках белая ДХО-обводка в фаре выключается, когда поворотник работает. Разъёмы могут питать дополнительные поворотники, дополнительный стоп или даже раздельные стопы – и действовать соответствующе. Через EzCAN можно запитать дополнительный звуковой сигнал (в комплекте идёт специальный кабель который нужно подключить прям к родной бибикалке, не знаю почему так), подогрев одежды/сиденья и какие-то аксессуары, требующие дежурного питания.

Для дежурного питания можно задать длительность работы после выключения зажигания. 

Если разъём отвечает за подогрев – он будет включаться когда водитель включает обогрев ручек.  Мощность настраивается для 1 и 2 положения чтобы она соответствовала.

Имея ноутбук, можно проводить диагностику прямо на месте, просматривая ток на каждом разъёме в момент работы. Не смотря на то что интерфейс выглядит достаточно просто, управления с телефона через OTA не заявлено, по крайней мере пока.

Помимо диагностики, можно сбросить все параметры в умолчание, сохранить или загрузить преднастроенный набор и даже отправить диагностическую информацию разработчику.

HEX ezCAN призвана стать подспорьем для человека, который хочет избежать лишних кнопок и колхозного внедрения в проводку. Подключение огромного числа оборудования благодаря такому девайсу сводится к соединению проводов потребителя с заботливо подготоволенными разъёмами прибора, кстати, влагозащищёнными. Возможности на голову превышают то что можно собрать на коленке. И всё вроде бы хорошо, но есть нюансы. Во первых, как бы ребята ни старались, избавиться от работы с проводами всё равно не получится и если вы не разбираетесь в электрике и не имеете понимания как соединить и заизолировать провода – вы всё равно обратитесь к знакомым или в сервис. И для мотоцикла, чей свет управляется не умной машинерией а кнопкой и реле, можно просто подкинуть ещё одно реле – и добиться того же эффекта. Да, не будет свистоперделок типа автоотключения лампы при моргании, запрещённого строба или плавного старта освещения… но они и нужны не всем.

И второй аргумент – цена. В текущей ситуации слегка странно указывать цену, но оставлю для истории. Устройство было куплено в начале марта 2022 года по цене 17500 рублей, с таким ценником оно висело с лета 2021, подорожав с 13500 рублей. Сейчас, 23 марта, устройство стоит уже 22500 рублей. Да, аксессуары к мотоциклам всегда были недешёвыми, но стоит очень крепко подумать, а нужно ли вам такое устройство.


Публиковалось: Пикабу, март 2022

Дополнение от 15.06.2023

В последнее время она у меня стала иногда глючить интересным образом – не реагирует на включение зажигания, не реагирует на подключение к ПК. Если я поехал с выключенной, может включиться потом сама. Но если включилась – доработает до конца. Разглючивается либо сама со временем, либо если выключить мот и выдернуть ей основной предохранитель минут на много, где-то в промежутке от 6 до 30 минут, точнее пока не могу сказать.

Я связался с дилером deluxauto и узнал что шок-контент правда которую от нас скрывают оказывается такие случаи встречаются, правда у клиентов глюки температурозависимые, т.е. они погрели корпус немного – девайсина ожила. Дилер ничего с этим сделать не может, в наличии устройств нет, поставок нет. Но я же почётный душнила! Я связался с производителем!! Во первых, вот вам инструкция по сбросу устройства в переводе:

  • отсоедините устройство от кан-шины
  • отсоедините от батареи или выньте предохранитель
  • отсоедините от ПК если подсоединен
  • оставьте так на 10 минут
  • подключите только к ПК, не через USB-хаб и дата-кабелем
  • откройте программу и выполните сброс
  • настройте заново как вам хочется

Ну и на этапе “подключите только к ПК” у меня ничего не вышло, устройство обнаружилось когда я вернул предохранитель. Сброс я сделал, не помогло. Судя по тому что происходит у меня. отключение от шины это скорее перестраховка. Производитель подтвердил, что из-за санкций есть проблемы с поставками. И нет, они не могут отправить моему другу на Кипр чтобы он отправил мне, оно должно идти через дилера. Всё, конец? На самом деле – нет. Мне присвоили номер RMA, который означает, что я сдаю устройство дилеру и получаю новое, без всяких гарантийных ремонтов и прочего. Срока давности у RMA вроде как нет т.е. когда-нибудь это счастье настанет. Вопрос только, когда.

Дополнение от 30.06.2023

Методом научного тыка выяснил, что глюки температурозависимые, при температуре в районе 19 градусов. То есть при 21 нет, при 17 нет. Если взять любой греющий элемент (я пробовал с Пельте) и немного подогреть корпус – можно “разглючить” устройство. Не полноценное решение, но хоть что-то. И этот диапазон плавающий. Я отслеживаю по температуре мотоцикла, но встречал проблему и при +15 и при +22, а в другой день при той же температуре – не встречал.

Дополнение от 12.09.2023

Представляю вашему вниманию настолько лютый колхоз, что он, кажется, за гранью добра и зла. Покупаем алишные стельки с подогревом. Выковыриваем кишки. Оборачиваем вокруг корпуса и запитываем от розетки мотоцикла через нормально-замкнутое реле. То есть как только я включаю зажигание, нагрев пытается начаться. Если EzCAN включился, он выключает реле. Если не включился, “стелька” будет его греть пока он не включится. Эксперимент показал, что при комнатной температуре корпус можно догреть градусов до 50ти. Учитывая, что баг не случается при температурах выше 22 это упоротое, но, похоже, рабочее решение. И, как минимум два раза оно уже сработало.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.